Влияние цифровых платформ на конкурентоспособность российской экономики | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Влияние цифровых платформ на конкурентоспособность российской экономики

Языки, киберпространство и миграция

В данной работе рассматривается один из путей повышения конкурентоспособности российской экономики, который заключается в цифровизации экономических процессов и построении цифровой экономики. В докладе рассмотрены основные преимущества указанной экономики и представлена классификация цифровых платформ. Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая платформа, цифровизация, трансакционные издержки.

На протяжении длительного периода времени ключевой проблемой российской экономики является её низкая конкурентоспособность, которая выражается в существенном отставании по производительности труда от мировых лидеров, низких темпах экономического роста, объемах потребительских расходов на душу населения и рядом других показателей. Одним из путей повышения конкурентоспособности нашей экономики является её цифровизация. [1] Под цифровой экономикой, прежде всего, понимается новый вектор выстраивания отношений между всеми участниками хозяйственного процесса за счет качественных преобразований, основанных на оцифровке и анализе огромного массива данных.

По масштабу изменений, которое грядет вследствие наступления цифровой экономики, её можно сравнить с механизацией сельского хозяйства, которая прошла в начале прошлого века. Цифровая экономика несёт в себе ряд положительных явлений, среди которых хотелось бы отметить следующие: — уход от длинных цепочек поставок и устранение череды посредников; — ускорение выпуска продукции, повышение производительности; — повышение прозрачности операций и транзакций; — улучшение качества жизни населения. В настоящее время «цифровые» бизнесы достаточно стремительно захватывают долю на рынке, что, прежде всего, можно объяснить сокращением трансакционных издержек.

В традиционной рыночной модели товаропроводящая цепочка состоит из большого количества посредников, таких как, импортер, дистрибьютер, региональные дилеры, розничные продавцы и т.д. Зачастую совокупная доля затрат для того чтобы довести благо до потребителя превышает затраты, связанные с производством. Цифровые платформы позволяют нивелировать трансакционные издержки, предложив потребителю необходимое ему благо по лучшей цене. Данное сокращение конечной цены товара провоцирует рост спроса и увеличение рынка, а традиционная модель ведения бизнеса теряет свою эффективность. Классифицировать цифровые платформы можно следующим образом:

- Транзакционная платформа – технология, продукт или сервис, который действует как посредник (проводник) обеспечивая обмен или взаимодействие между различными пользователями, покупателями и поставщиками; — Инновационная платформа – технология, продукт или сервис, который служит «верхней» основой для других компаний (свободно организованных в инновационную экосистему) разрабатывающих дополнительные технологии, продукты или сервисы; — Интегрированная платформа – технология, продукт или сервис, который одновременно является транзакционной и инновационной платформой. В эту категорию входят такие компании, например, как Apple, поскольку имеет соответствующие платформы, как App Store и как экосистему сторонних разработчиков, поддерживающую создание контента на платформе.

Приоритетным направлением построения цифровой экономики является накопление больших массивов данных в обработанном виде, которые дают пользователям качественный инструмент прогнозирования и анализа. Данный инструмент позволит повысить точность аналитических выводов до 95%, в то время как точность аналогичных выводов эксперта, «погруженного» в проблематику предметной области без обращения к анализу данных, может достигать в среднем лишь 75%. Таким образом, разворачивается новая мировая конкурентная борьба. Но не за ресурсы, а за управление мировыми рынками на основе мощнейших глобальных информационных инструментов управления.

Список литературы 1. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Киселева Е.В. Цифровые платформы как инструмент и условие конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – doi: 10.18334/eo.9.2.40608

Д.М. Филиппов, Е.Н. Димитриева


Комментировать


7 × = семь

Яндекс.Метрика