Водолазное дело в инженерных войсках | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Водолазное дело в инженерных войсках

Будни современных водолазов

Будни современных водолазов

В 1934 году в Ленинградском военно-инженерном училище военно-врачебная комиссия отобрала 5 курсантов последнего курса, находившихся в лагерях под Лугой. Вскоре они прибыли в Ленинград на сборы инструкторов. Обучение проводилось недалеко от Детского Села (город Пушкин) на специально подготовленном озере. Условия учебы были тяжелыми. Температура воды в озере редко превышала 12 — 14 градусов, а с сентября установилась холодная погода. Поэтому особое внимание уделялось физической закалке. Зарядка с купанием проводилась ежедневно при любой погоде.

На итоговые учения прибыла комиссия во главе с наркомом обороны СССР К. Е. Ворошиловым. Приехал и секретарь Ленинградского областного и городского комитетов партии С. М. Киров. Вот как об этом историческом эпизоде вспоминал преподаватель Ленинградского военно-инженерного училища М. Острицкий: «Учения проводились с обозначенным противником. Все команды продемонстрировали высокую технику работы под водой. Я был в составе команды по разведке и подрыванию моста, другие водолазы показывали различные способы установки и преодоления подводных заграждений и препятствий. Наиболее внушительной была команда по захвату и удержанию участка противоположного берега.»

Проведенное учение получило высокую оценку наркома обороны СССР. Приказом командующего войсками Ленинградского военного округа курсантам, участвовавшим в учении, были присвоены звания инструкторов по специальной подготовке. После выпуска они были назначены командирами подразделений и добились отличных успехов в обучении и воспитании личного состава. До Великой Отечественной войны водолазные работы выполнялись в инженерных войсках с использованием нормального водолазного снаряжения, разработанного на базе трехболтового вентилируемого снаряжения, принятого на снабжение в 1930 году, изолирующих подводных аппаратов ИПА-1 (1932 — 1934 гг.) и ИПА-3 (1936 г.). Снаряжение обеспечивало работу водолаза на глубинах до 20 м.

В первые месяцы Великой Отечественной войны понтонерам пришлось выполнять различные инженерные работы, связанные с обеспечением отхода наших войск. Они устраивали и содержали, а затем разрушали переправы, устанавливали мины, разрушали дороги и мосты; отрывали траншеи, строили дзоты и сооружения для командных пунктов; участвовали в боях как стрелковые подразделения.

В историю инженерных войск вошли также и переправы через Неву в районах Черной речки и Невской Дубровки, которые понтонеры наводили в сентябре 1941 года под сильным огнем противника, помогая войскам Ленинградского фронта наносить контрудары по врагу. 20 сентября 1941 года 115-я стрелковая дивизия и 4-я морская бригада форсировали Неву (ширина реки здесь 350 — 400 м) и овладели плацдармом шириной и глубиной до 1 км. Боевые действия за плацдарм велись до ноября 1941 года. В последующем войска были эвакуированы на правый берег.

Понтонеры проявляли невиданный героизм и самоотверженность, выполняя особо сложные задачи. В ночное время, умело маневрируя переправочными средствами, они переправляли танки, артиллерию и другую боевую технику. На дневное время переправочные средства убирались, а вечером вновь спускались на воду. Даже когда на Неве появилась ледяная шуга, понтонеры продолжали переправу танков. Потопленные понтоны ночью поднимались со дна водолазами экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОНа), днем ремонтировались и снова вступали в строй.

Особенно широко развернулась боевая деятельность понтонеров, когда Советская армия перешла в решительное наступление. Они принимали участие в форсировании многочисленных рек: Дона, Днепра, Вислы, Дуная, Одера и других, наводили переправы через Волгу, Сивашский залив, Керченский пролив, пролив между Псковским и Чудским озерами шириной 2,5 километра и многие другие водные преграды.

При освобождении от немецко-фашистских захватчиков Эстонии понтонеры обеспечивали форсирование советскими войсками морских проливов Муху-Вяйн шириной 26 километров и Сур-Вяйн шириной 6,2 километра.

Понтонерам категорически запрещалось оставлять в воде поврежденные затонувшие понтоны, и они прилагали огромные усилия, чтобы поднимать материальную часть и восстанавливать переправу. Эту работу водолазы выполняли подчас в трудной боевой обстановке, иногда в зоне артиллерийского обстрела. Многие из них за свою самоотверженную работу были награждены орденами и медалями.

Уже летом 1942 года инженерным воинским частям на фронте потребовалось большое количество водолазов. Ленинградскому военно-инженерному училищу имени А. А. Жданова была поставлена задача подготовить офицеров-водолазов для понтонных воинских частей. На курсы водолазов курсанты шли добровольно. Желающих было много. В отборе кандидатов, кроме медицинской комиссии, принимали участие партийные и комсомольские организации.

Теоретические занятия (физиология и патология водолазного дела, изучение материальной части, основы производства водолазных работ) проводились в училище, практические занятия по 224-часовой программе — в Вязниках, при учебном отряде водолазно-судоподъемной службы. Общее время пребывания под водой у каждого курсанта было не менее 15 часов.

В августе-ноябре было обучено 128 офицеров, в личных делах которых указывалось: «Подготовлены к командованию взводами в инженерных частях и имеют практические навыки в производстве инженерных работ. Кроме того, могут быть использованы начальниками водолазных станций в инженерных частях» Историк инженерных войск полковник Г. В. Малиновский в своей книге сообщает, что в 1943 году в инженерных войсках предполагалось сформировать бригаду водников, которые должны были стать резервом Верховного Главного Командования. Состоять бригада должна была из легких водолазов, оснащенных изолирующими подводными аппаратами ИПА-3 в составе управления бригады (40 чел.), роты управления (120 чел.) и 7 батальонов водников (по 520 чел.). Всего в бригаде — 3800 чел. Предназначалась бригада для разведки водных рубежей, уничтожения переправ противника, захвата плацдарма на противоположном берегу, устройства заграждений на вражеской территории, минирования и разминирования бродов, а также для диверсий в тылу врага, обеспечения подводных работ при строительстве и восстановлении мостов, сопровождения под водой боевых грузов, проведения аварийно-подъемных работ под водой. Больше никаких сведений об этом соединении нигде нет.

В ходе войны большинство рек и каналов преодолевалось с ходу, что явилось одним из важнейших достижений советского военного искусства. Данный способ был самым сложным по организации и осуществлению, зато наилучшим образом содействовал быстрому разгрому врага и достижению высоких темпов наступления. Вот лишь некоторые примеры из боевой практики водолазов одной понтонной воинской части, прошедшей за время войны славный путь от города Ленина до столицы Чехословакии — Праги.

Первое боевое крещение водолазы получили на Неве, в районе совхоза им. С. Халтурина. Нужно было отыскать и поднять подвесной мотор парома, который затонул после обстрела. Условия для выполнения задачи были нелегкими. Участок реки находился под вражеским огнем, работу затрудняли также сильное течение и большая глубина. Первый водолаз, спустившийся по тросу на глубину до четырех метров, был выброшен на поверхность силой течения. Опустили второго водолаза, увеличив на нем нагрудный груз. Но и его оторвало от троса.

Последующие спуски на дно проходили удачнее. Водолаз имел значительно усиленные грузы на ногах и при спуске по вертикальному тросу стремился прижимать к нему голову. Для ориентировки на дне и для обеспечения устойчивости с одного берега на другой протягивался канат, за который водолаз держался. По его сигналам канат перемещался в ту или другую сторону. Так, мотор был найден и поднят на поверхность.

Находчивость и солдатскую смекалку проявили водолазы в районе Чудского озера, устье р. Гдовка, куда водолазная станция прибыла для проверки фарватера реки. Существовавшая здесь каменная набережная почти на всем протяжении была взорвана фашистами. Спустившийся водолаз не мог долго пробыть под водой, так как ему было трудно двигаться по дну, беспорядочно заваленному камнями. То и дело зажимались шланг воздухопровода и сигнальный конец. Илистое дно создавало под ногами сильное замутнение, а продвигаться ползком мешали камни. Тогда был найден простой выход. Автомобильная камера сослужила роль.

Сегодня далеко не все знают, что сразу же после окончания войны водолазы инженерных войск вели большие работы по расчистке фарватера Дуная для организации судоходства на участках: Братислава, Будапешт, по содержанию переправ через Дунай, Эльбу, Ваг, Одер и другие реки.

Интенсивная работа по совершенствованию средств инженерных подводных работ также началась сразу после окончания войны. В 1946 году вместо аппаратов типа ИПА на снабжение инженерных войск поступил изолирующий подводно-сухопутный аппарат ИПСА. В этом аппарате спуски под воду допускались на глубину не более 20 м. Дыхание водолаза в аппарате происходило по замкнутой системе движения газовой смеси: дыхательный мешок — легкие водолаза — коробка химпоглотителя — дыхательный мешок.

В 1950 году было завершено усовершенствование трехболтового вентилируемого водолазного снаряжения. Принятое на снабжение инженерных войск снаряжение УВС-50 предназначалось для обеспечения работы водолаза на глубинах до 60 м. В состав снаряжения УВС-50 входили шлем с манишкой, рубаха, задний и передний грузы, галоши, нож, белье, телефонное устройство в шлеме и шланги. Масса снаряжения, надеваемого на водолаза, — 80 кг. Подача сжатого воздуха водолазу с поверхности осуществлялась от трехцилиндровой помпы или позднее — от станции ПРС-В.

Отметим, что большая часть образцов водолазной техники, принятой на снабжение инженерных войск в послевоенный период, была создана в Военно-Морском Флоте с учетом требований, разработанных специалистами ЦНИИИ им. Д. М. Карбышева, участвовавшими также в испытаниях этих средств.

Профессионалами высочайшего класса были водолазы ЦНИИИ им. Д. М. Карбышева Л. С. Ильин, Ю. М. Парашин, Н. Ф. Зайцев, Е. Ф. Янов, В. М. Воронов и другие. Они обеспечивали спасательную службу на испытаниях большинства средств преодоления водных преград. Об их мастерстве знали далеко за пределами института. Старший инструктор-водолаз Николай Филиппович Зайцев провел под водой 4125 ч (172 суток). Он — участник четырех Антарктических экспедиций в 70 — 80-х годах прошлого века, где выполнял обязанности механика-водителя и начальника санно-гусеничного поезда. Николай Филиппович испытывал лично все водолазное снаряжение и многократно бывал в аварийных ситуациях.

При выполнении водолазных работ на глубинах более 20 м и производстве массовых спусков в регенеративном снаряжении уже появилась подвижная рекомпрессионная водолазная станция, готовая к немедленному использованию в случае необходимости проведения врачебной рекомпрессии.

Не всем известно, что именно военные инженеры занялись созданием средств для эвакуации экипажей из затонувших танков. Напомним, что в 60-е годы прошлого века переправа танков под водой по дну переживала настоящий бум. Ни одно учение не обходилось без этого способа переправы. Переправа танков под водой требует тщательной подготовки техники и трассы, проведения комплекса мероприятий по обеспечению мер безопасности. При этом наиболее сложным является процесс эвакуации экипажей танков, остановившихся по тем или иным причинам под водой. Для преодоления подобных ситуаций с экипажами отрабатывается на тренажерах способ постепенного заполнения водой танка и выход из него в изолирующих противогазах. Но этот способ сложен для многих экипажей, во-первых, по морально-психологическим факторам, и во-вторых, из-за влияния на успех его осуществления ряда других обстоятельств: температуры воды, скорости течения и др. На учениях погибли по этой причине экипажи четырех танков.

Водолаз инженерных войск должен уметь пилить и рубить металл под водой, выполнять всевозможные подводно-такелажные работы, применяя вязку различных узлов, опиливать сваи, рыхлить и выбирать грунт, снимать размеры и шаблоны, набрасывать эскизы конструкций и уметь пользоваться под водой приспособлениями и инструментами.

Б.Г. СЕМЯННИКОВ, Ю.А. ВОЛКОВ


Комментировать


× 1 = семь

Яндекс.Метрика