Возможности исследования локальной истории с помощью кинофотодокументов | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Возможности исследования локальной истории с помощью кинофотодокументов

Изменения, которые происходят в исторической науке в последнее время, направлены на постоянный поиск новых видов источников для изучения отдельных событий и реконструкции определенных фактов.

В связи с расширенным поиском междисциплинарных подходов на стыке истории и других научных направлений происходит постоянное расширение источниковой базы в совокупности конкретно-исторических исследований. Причем с развитием науки увеличивается не только количество новых видов источников, но и качественно усовершенствуются методы работы с ними. Ставшие уже традиционными для анализа, многие из них способны приобретать иную информативную насыщенность в связи с парадигмальными сдвигами, столь актуальными в последнее время.

Современное источниковедение называет кинофотофонодокументы наименее разработанными источниками новейшей истории, к которым большинство историков прибегают от случая к случаю. Однако они носят междисциплинарный характер, так как являются предметом изучения журналистики, информатики, философии, психологии, искусства и т. д. При этом данный вид источников позволяет решить ряд исследовательских проблем в области истории, поскольку они дают наглядное, образное и звуковое представление о реальных явлениях прошлой жизни.

В них находят отражение мироощущение, приметы быта людей, нравы, ритуалы, обычаи. Пристальным изучением фотодокументов первым в нашей стране занялся В. В. Стасов, который выдвинул широкую программу создания и сохранения для истории фотографических коллекций, особенно отмечая при этом их научнопознавательную ценность . Изучению фотоисточников в контексте семейной биографии посвятил свою монографию «Фотокарточка на память» И. В. Нарский. В ней автор на основе обширного материала исследовал проблемы работы с фотодокументами при реконструкции истории отдельно взятой личности или семьи. В своей книге И. В. Нарский предлагает множество методик работы с фотоисточниками, рассмотрение их с различных позиций: социологии, истории, философии, психологии, философии, искусствоведения2 . В данной же работе обращение будет адресовано к реконструкции сюжетов локальной истории с применением кинофотофонодокуметов. Согласно методологическим ориентирам новой локальной истории объектом изучения, в анализе которого могут быть применены данные многих других наук, становится город или иной населенный пункт.

Именно в социокультурном отражении города наиболее заметны важнейшие реалии состояния общества данного государства. Так, вписывая локальное в глобальное, можно понять значимость этого направления, в котором нетрадиционные группы так называемых визуальных источников могут найти эффективное применение. Специфика местной истории заключается в том, что ее изучение происходит сейчас больше в направлении не политической и социально-экономической истории, а истории повседневности, устной истории и других новейших направлений «новой социальной истории».

С применением этих теоретических установок кинофотофонодокументы способны стать еще более информативными, так как напрямую несут в себе информацию о социокультурной ситуации местности. Каждый из видов данной группы источников способен сформировать абстрактную картину изучаемого объекта у исследователя. Фотография как зафиксированный момент, ограниченный шириной и высотой кадра, «отрезка» реальной действительности, способна зрительно составить образ того события, которое на ней изображено. В свою очередь, фотоснимки могут фиксировать политически и экономически значимые события для жизни не только города или региона, но и страны в целом, а также сюжеты повседневной жизни. Зрительный ряд первых, которые в советское время характеризуются идеологической направленностью, взаимодополняют последние, которые могут стать опорными источниками для реконструкции истории повседневности.

Таким образом, с применением других видов источников, таких как законодательные акты, материалы периодической печати и т. д. формируется общий целостный контекст летописи важнейших событий местности для изучения истории повседневной жизни, и наоборот, второй становится контекстом и историческим фоном для первого. Встречающийся в советское время реже, но все же не теряющий неоспоримой важности такой источник, как кино – или видеодокумент, способен соединять цепь разноименных кадров в целостный, связанный единым сюжетом фильм или репортаж.

По причине того, что на протяжении большей части ХХ в. советской и российской истории он оставался недоступным почти для всех обывателей, его важность становится приоритетной лишь для первой условно выделенной линии реконструкции местной истории, т. е. для воссоздания политического и социально-экономического контекста. Информативные возможности изучения повседневной истории локально ограниченного пространства в них однобоки. Идеологическая направленность подобных источников, как правило, велика, что становится причиной первостепенного внимания исследователя к изображению, а не звуку и тексту. Аналогична специфика и фонодокументов, которые были более разнообразными в ХХ в. и оставили множество артефактов повседневности.

Таким образом, культурное своеобразие локального пространства нуждается в детальном изучении со стороны историков. Подобное рассмотрение проблемы возможно на широком круге источников, в которых группа кинофотофонодокументов способна занять одно из главных мест как оформитель зрительного образа того объекта, который выстраивается в сознании исследователя. Применение того или иного вида из этой группы зависит от его массовости и отражения в нем специфической информации для реконструкции локальной истории. Событийная история ХХ в. на местном уровне может опираться на видеолетописи и кинохроники, а также на фонодокументы как на иллюстрацию документальных подтверждений других источников, стоящих иерархически выше, или как на основу при отсутствии таковых. Применительно же к ряду направлений, развивающихся в рамках «новой социальной истории» , применение фотографии может в свою очередь стать основой для реконструкции локальной истории в русле соответствующих методологий.

Жидченко Александр Владимирович


Комментировать


1 + = восемь

Яндекс.Метрика