Возможно ли развитие сотрудника без развития его эмоционального интеллекта? | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Возможно ли развитие сотрудника без развития его эмоционального интеллекта?

Эмоциональный интеллект закладывается с рождения, но его уровень может изменяться на протяжении жизни. Развитие EQ – сложная работа, требующая больших временных затрат, но она способствует повышению личной эффективности. Основными элементами развития эмоциональной компетентности являются тренинги, книги. Если благодаря IQ можно получить хорошую должность, то на последующем карьерном росте будет отражаться именно уровень EQ [2].

Каждый человек имеет разный уровень эмоционального интеллекта. Именно по этой причине эффективность работы всех сотрудников варьируется. Люди, склонные к депрессиям, пассивны, когда чрезмерно импульсивные принимают необдуманные решения. Можно выделить три ступени развития эмоционального интеллекта. Низкий уровень EQ проявляется в виде: Низкой самооценки.

Подавленности, депрессивных проявлений. Слабого самоконтроля. Неумения влиять на ситуацию. Излишне эмоционального реагирования на стрессовые ситуации. Чрезмерной твердости, упрямства. Неумения принимать во внимание чувства и мысли коллег. Склонности к препирательству, скандалам. Люди с низким уровнем эмоционального развития интеллекта не несут практической ценности для организаций. Они отличаются конфликтностью, нежеланием работать, неумением сотрудничать с коллегами. Они могут выполнять лишь стандартный перечень работ, но без особого энтузиазма. Средний уровень EQ отличается: Высокой самооценкой. Достаточным самоконтролем. Психологическим благополучием. Позитивным отношением к себе и коллективу. Контролируемой деятельностью по всем направлениям. Сотрудники со средним уровнем EQ отлично справляются с выполнением сложных задач, работой с проблемными клиентами. Если они стремятся к саморазвитию, быстро передвигаются по карьерной лестнице. Для них нет невыполнимых задач [4]. Высокий уровень эмоционального интеллекта характеризуется: — психологическим благополучием; — принятием себя и окружающих людей; — индивидуальной системой ценностей; — независимостью от ситуативных требований; — способностью принимать не только положительные стороны, но и свои недостатки; — стрессоустойчивостью;

- способностью принимать свои ошибки, а не продолжать отстаивать неверное мнение; — терпимостью к чужим идеям, мнениям; — стремлением к саморазвитию. Эмоционально развитый интеллект должен быть не только у управляющих кадров. Потому что тот человек, который умеет принимать не только свои слабые стороны, но и недостатки других, может лояльно относиться к персоналу организации, грамотно формулировать и выполнять поставленные задачи. Им не нужно развивать EQ, но следует поддерживать его уровень[1]. На уровень EQ воздействует и социальная среда. На эмоциональный уровень интеллекта влияет воспитание, качество жизни, образование, а также внешние данные. Только уверенные в себе люди отличаются способностью воспринимать состояние других, адекватно оценивают текущую ситуацию, быстро находят пути решения возникших проблем. Эмоционально развитый интеллект позволяет управлять ситуацией, двигаться по карьерной лестнице, избегать сильных стрессовых ситуаций.

Многие специалисты считают, что в жизни он помогает значительно лучше, чем развитый IQ. Люди с развитым EQ и IQ – идеальные руководители. Они не просто умеют управлять персоналом, но и разделять их чувства и эмоции. Именно поэтому они оказывают сильное влияние на все процессы внутри организации, при этом их модель управления не ведет к понижению лояльности персонала, спаду эффективности труда [3]. Их главная черта – адаптивность. Управление своими эмоциями позволяет контролировать и коллектив, быстро решать конфликтные ситуации с максимальной пользой для компании. Эмоциональный интеллект руководителя позволяет: Быстро замечать и правильно интерпретировать эмоции других людей. Контролировать чувства коллектива, воздействовать на них, убеждать, влиять и мотивировать. Выстраивать партнерские отношения, формировать команду. Удерживать нежелательные в конкретной ситуации чувства, вызывать их в нужный момент. Позиционировать себя как лидера. Высокий уровень EQ – залог быстрого карьерного роста, максимального использования своего потенциала.

Он помогает быстрее и легче добиться желаемого [6]. Руководителей с развитым эмоциональным интеллектом любят коллеги, прислушиваются к мнению, стараются следовать примеру. Как развивать эмоциональный интеллект руководителя и применять его на практике: Нужно научиться понимать себя, принимать свои эмоции. Если вы этого не умеете, нет смысла пытаться управлять другими через их эмоции. Постоянный самоанализ поможет прислушаться к себе, оценить, какие эмоции и в какой момент времени руководят поведением. Можно прибегнуть к помощи психотерапевта, чтобы добиться быстрого результата. Как только руководитель начинает распознавать причины появления тех или иных эмоций, у него получится воздействовать на окружающих. Следует распознавать эмоции окружающих людей.

Для этого нужно прислушиваться к коллективу, чаще наблюдать за поведением отдельных сотрудников в разных ситуациях. Это позволит прогнозировать реакцию коллег, предотвращать развитие конфликтов. Требуется пройти тренинги, во время которых можно отточить мастерство управления своими эмоциями. Это могут быть как дыхательные упражнения, так и интенсивная работа с телом. Важно: создать доброжелательную обстановку, уменьшить число стрессовых ситуаций в коллективе, научиться подавлять агрессивные проявления. Благоприятный фон – залог высокой самоотдачи.

Специалисты лучше проявляют себя, меньше отвлекаются, если работают без напряжения. В некоторых компаниях проводят массовые тренинги, если наблюдается нездоровая атмосфера в коллективе. Это требует меньших временных и материальных затрат, чем при оздоровлении кадрового состава. Из всего вышесказанного можно сделать заключение, невозможно эффективно развиваться и расти как духовно, так и подниматься по карьерной лестнице без поднятия уровня эмоционального интеллекта. И не важно касается это обычного сотрудника или же руководителя, т.к без саморазвития не стать хорошим руководителем.

Литература 1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2012. — № 5. — С. 57-65. 2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк : ПГУ, 2011. — 388 с. 3. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М, Альпина Бизнес Букс, 2013. — С. 22—23. 4. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта //Отдел кадров. — 2012, — №8, — С. 98-100. 5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — С. 29-36. 6. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. Манфред Кетс де Врис. — М., "Альпина Бизнес Букс", — 2014, — 311 с.

Глухова Ю. А., Стеклова О. Е.


Комментировать


− 1 = один

Яндекс.Метрика