Возникновение и развитие психологии и педагогики | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Возникновение и развитие психологии и педагогики

Психолого-педагогические знания нужны каждому человеку, без них невозможно жить среди людей, воспитывать детей, трудиться в коллективе и заниматься профессиональной педагогической деятельностью. Потребность в передаче жизненного опыта младшим поколениям появилась еще в первобытном обществе, тогда воспитание проходило в совместном труде взрослых и детей, во время исполнения различных обрядов. Так постепенно зарождался примитивный психолого- педагогический опыт, основанный на эмпирических знаниях, наблюдениях. До появления письменности житейские психолого- педагогические знания передавали из уст в уста, через пословицы, поговорки, афоризмы и другие разновидности устного народного творчества, что способствовало становлению народной педагогики, истоки которой дошли до наших дней в виде народных сказок, былин, прибауток, частушек, колыбельных песен, загадок, считалок, колядок и т.п.

Огромный вклад в развитие психолого-педагогических знаний внесли древнегреческие ученые. Даже слова «педагогика» и «психология», используемые в русском языке, греческого происхождения. Педагог дословно переводится как детоводитель («пайдос» – дитя, «аго» – вести). Педагогом называли раба, который брал за руку ребенка и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагог» стало употребляться в более широком смысле – для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. заниматься воспитанием, обучением, развитием. Родоначальником педагогической мысли в Древней Греции считается Сократ.

Психология – это наука о душе, основоположником психологических знаний является Аристотель, написавший «Трактат о душе». Размышления древнегреческих философов о воспитании и развитии подрастающего поколения использовались в практике. Уже в то время сложились две известные до настоящего времени системы воспитания – афинская и спартанская. Педагогический опыт постепенно накапливался, обобщался, причем при организации воспитания и обучения подрастающего поколения учитывался менталитет той или иной страны. Древняя Греция была признана основоположницей западных педагогических традиций, к которым впоследствии примкнула и Россия. В Китае, Японии, Корее развивались восточные педагогические традиции, в их основе была нацеленность на бесконечное совершенствование, на воспитание у детей стремления к достойной жизни, уважения к старшим. Индия стала родоначальницей южно-азиатских педагогических традиций. В мусульманских странах развивались проникнутые религиозностью ближневосточные педагогические традиции.

Таким образом, в период становления педагогики складывались различные подходы к воспитанию подрастающего поколения в зависимости от традиций, требований общества. Дальнейшее развитие педагогики и психологии связано с появлением в разных странах ученых, которые обогащали эти науки оригинальными идеями. Огромный вклад в развитие научной педагогической мысли внес чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670). Свои педагогические взгляды он обосновал в труде «Великая дидактика», над которым работал с 1627 по 1638 гг. Эта работа действительно оказалась великой, она способствовала выделению педагогики в самостоятельную науку. Ещё при жизни Я. А. Коменский приобрел мировую известность как автор интересных педагогических трудов и лучших учебников, по которым учились дети в Европе, в России до XIX в. В Англии психолого-педагогические мысли высказывал Д. Локк (1632–1704), во Франции – Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), в Швейцарии – И. Г. Песталоцци (1746–1827), в Германии – Ф. А. Дистерверг (1790–1866), Ф. Фребель (1782–1852) и многие другие. В России мировую славу педагогике и психологии принес К. Д. Ушинский (1824–1871). Разрабатывая проблемы, он применял психологическое объяснение различных педагогических фактов. Этот подход отчетливо обнаруживается в его работе «Человек как предмет воспитания.

Опыт педагогической антропологии» (1868–1869гг.). В ней дается анализ психологических механизмов внимания, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, интереса. К. Д. Ушинский подчеркивал, что необходимо учитывать психологические знания в педагогической теории и практике, в частности при организации обучения. Он выдвинул идею о том, что педагог должен научить своих учеников учиться. Эта проблема остается актуальной и в настоящее время, в том числе для высшей школы. Для обозначения специальной отрасли науки термин «психология» стал использоваться благодаря публикациям работ немецкого ученого Х. Вольфа (1679–1754), которые назывались «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Самостоятельной наукой психология стала в XIX в., этому способствовали исследования, проводимые Вундтом в 1879 г. в Лейпцигской психологической лаборатории. В конце XIX – начале XX вв. стали складываться научные психологические направления и школы, наиболее известные из них – бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология и другие. На стыке двух смежных наук – педагогики и психологии – появилась новая научная отрасль – педагогическая психология. Её развитию способствовали исследования отечественных ученых-психологов Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной и многих других.

Долгое время ученые, проводившие исследования в области педагогики и педагогической психологии, уделяли внимание разработке психолого-педагогических основ обучения, воспитания дошкольников, школьников, впоследствии возникла потребность в теоретическом обосновании обучения и воспитания студентов, взрослых людей. Вклад в разработку проблем обучения и воспитания взрослых внес известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев, который с 60-х г. XX в., вместе с научным коллективом проводил комплексные психологические исследования. В это время появились такие научные отрасли, как педагогика взрослых – андрагогика и психология зрелости – акмеология. Андагогика – это наука, познающая и обобщающая практику образования взрослых. Андрагогика рассматривает образование в контексте жизненного пути человека. В 80-90-е г. г. XX в. осмыслением феномена образования взрослых в контексте непрерывного образования занимались известные российские ученые С. Г. Вершловский, М. Г. Громкова, С. И. Змеёв, И. А. Колесникова и др. В настоящее время активно развивается педагогика и психология высшей школы, эта отрасль науки изучает особенности деятельности студентов и преподавателей, дает научное обоснование содержанию, формам, методам обучения и воспитания в высшем учебном заведении, ведет научный поиск путей и условий повышения эффективности и качества подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.

Знание основ педагогики и психологии высшей школы крайне необходимо каждому преподавателю вуза, поскольку успешность его педагогической деятельности определяется, во-первых, знанием содержания преподаваемых дисциплин; во-вторых, наличием научных психолого-педагогических знаний, без которых невозможно обеспечить продуктивную, творческую учебную работу студентов, осуществлять их воспитание, развитие, направлять на саморазвитие, вести подготовку к будущей профессиональной деятельности. Преподаватели высших учебных заведений, не имеющие специального психолого-педагогического образования, прекрасно знают содержание преподаваемых дисциплин, но в преподнесении материала нередко ориентируются только на свой жизненный опыт, интуицию, при этом считают, что совсем не обязательно пополнять научные психолого- педагогические знания.

Это ошибочное мнение, оно складывается из-за обманчивого впечатления о наличии житейских психолого-педагогических знаний, которые приобретаются на протяжении всей жизни.

Каждый человек сам является участником учебно-воспитательного процесса, при этом он наблюдает за работой педагогов, отмечая интересные подходы, или в своей педагогической деятельности интуитивно применяет эффективные методы, затем повторяет их, убеждаясь в правомерности использования именно этих методов. Благодаря такому опыту у человека формируются житейские психолого-педагогические знания, основываясь на них, он работает по принципу: «нас так учили, и я так буду учить». Житейские психолого-педагогические знания сугубо индивидуальны. Так, по одному и тому же вопросу у разных людей мнения могут различаться и даже быть противоположными. Эти специфические знания не всегда бывают достоверными. Поэтому преподавателю обязательно нужно осваивать научные психолого- педагогические знания, т.к. именно они определяют его профессионализм.

Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы [Текст]: учеб.-метод. пособие. Ч. II / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т.– Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. – 195 с.


Комментировать


три × = 24

Яндекс.Метрика