Все хотят казаться умными | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Все хотят казаться умными

Показателем ума сегодня являются различные дипломы, ромбики на лацкане пиджака, некоторые имеют до 5 дипломов о высшем образовании, а наиболее «продвинутые» ударились в науку. Как же, звучит-то гордо: кандидат наук, доктор наук, член академии, академик. Есть чем кичиться перед сотрудниками, коллегами, родственниками … «Полоумные» – так называли мои бабушка и дедушка неполноценных людей, которых не хотели обижать. Наука, настоящая, в России закончилась за несколько лет до распада Советского Союза.

В те годы, чтобы защитить диссертацию на степень кандидата наук, многие «корпели» по 5–10 лет, включая аспирантуру, так как первичные документы: результаты лабораторных исследований, опытов на животных, многократно проверенные, могли попасть на страницы журналов и материалов научных сообществ не только с разрешения «шефа», руководителя диссертации, но и заключения множества экспертов – ученых, занимающихся этой проблемой! Научный руководитель диссертации «головой» отвечал за честность всех результатов исследований.

Я – доктор медицинских наук, поэтому в дальнейшем повествовании о «полоумных» диссертантах буду говорить только с точки зрения медицины, хотя сегодня «мусорная остепененность» (Аргументы и факты, 2014, № 8) касается всей российской науки. Итак, после парада суверенитетов, когда каждый субъект России стал «самостоятельным» государством, открылись многочисленные «специализированные» ученые советы по защите диссертаций в Москве, Санкт-Петербурге и в областных центрах. «Научная» вакханалия пошла по принципу «чем мы хуже других»: в месяц на этих советах защищались десятки «ученых», а Башмединститут мог бы войти в Книгу рекордов Гиннеса – за 1 месяц было защищено 74 кандидатских и докторских диссертаций – плод творческой деятельности коллектива научно-исследовательского института за 5 лет! Дошло до абсурда: председателем совета по защите кандидатских диссертаций по гинекологии является профессор-травматолог, а его заместителем – профессор-стоматолог, закончивший педиатрический факультет. Услышав это, один из членов ученого совета воскликнул: «Разве “там” растут зубы?» Начались соревнования между учеными советами: кто больше присвоит кандидатских и докторских степеней – причем опять всё вошло в денежное русло.

Сегодня получить кандидатскую степень стоит 100, а докторскую 200 тысяч. Это касается и председателей советов, и тех, кто пишет диссертации – появились чуть ли не кооперативы, «независимые» эксперты и консультанты по диссертациям! Мой ученик, несомненно, одаренный, но не «можевший» лечить больных, на моё предложение: давай в доценты (список его научных трудов перевалил за 100, стаж есть), ответил: «А за каким мне доцентское звание на 15 тысяч в месяц? Там пахать надо, а я скомпоную кандидатскую какому-нибудь главному врачу или другому сотруднику, получу 60 тысяч, а если докторскую – 150–200!» Именно умники написали полоумникам тысячи и тысячи диссертаций: для депутатов Думы, Госсобраний, олигархов и прочих остепененных чиновников, которые сегодня в визитных карточках высвечиваются как ученые мужья.

Самое странное – они сначала пишут «предприниматель», а потом «член-корреспондент Российской академии наук». Разве может настоящий ученый, бросив научную работу, податься в предприниматели? Для жаждущих стать умными без диссертаций в России были придуманы для визиток многочисленные нелегитимные академии: естественных, инженерных, телевизионных, информационных, военных и политологических наук, искусства и прочих. Вся такая «академия» умещается на двух стульях: «президент» академии и «ученая» секретарша, которая за 300 долларов выдает красивый, с вензелями, диплом члена-корреспондента и члена академии их наук. Один из «великих» членов подобной академии, не имеющий базового образования, занимая пост в руководстве медуниверситета, вошел в число выдающихся ученых России как имеющий 1020 (!) научных статей (у самого ни одной!), 46 (!?) монографий. Правительство Башкортостана в свое время даже приняло постановление, запрещающее в официальных документах указывать подобные «ученые звания», оставив в силе только государственные академии.

В вузовской науке вошло в правило: напишет бедный аспирант статью, а тут как тут – члены «братской могилы»: зав. кафедрой с двумя детьми, доценты, главный врач и пр. Иногда до 15 «соавторов», каждый из которых одну и ту же статью складывает в свою копилку, отсюда – рейтинги «ученых мужей». Повторю: сам он не написал ни одной статьи, а в рейтингах имеет больше всех баллов! В научных учреждениях, вузах сегодня в моде клановость. На многих кафедрах работают семейные кланы: отец – заведующий кафедрой, сын или дочь – профессор, доцент, жена – старшая лаборантка, а ассистентами опять сын, племянник или племянница. Такую клановость пресекала компартия, так как семья – это маленькое государство, куда остальным вход воспрещен! А как показывает жизнь, философия – на детях природа отдыхает, отпрыск в любом случае и в жизни и в науке никогда не повторит отца! Наконец, появился просвет – в Думе готовится проект закона, запрещающий занимать совместные государственные посты родственникам до второго колена.

Степень кандидата наук – младшая ученая степень, также кандидатом можно быть в мастера спорта, в депутаты, в президенты и … в доктора наук! Требования для докторов наук – это внедрение результатов исследований ученых в промышленность и производство; в медицине – новые методы лечения и диагностики, которыми пользуются врачи всех уровней. Наука в мединституте закончилась когортой ученых, которых знал весь Советский Союз. По методу А.Т. Давлетова все хирурги СССР обрабатывали руки перед операцией, монографии И.А. Кадырова, М.А. Галеева, Н.Г. Гатауллина были путеводной звездой всех хирургов страны и лежали на столе во всех ординаторских, а труды вашего покорного слуги выходили большими тиражами в Ереване, Уфе, Москве в серии «Библиотека практического врача».

Это был вклад науки в производство! Вся мировая наука постепенно идет к одному: защищать диссертацию на степень доктора наук только после того, как результаты научного труда будут внедрены в производство, после получения положительных отзывов о практической ценности работы с заводов, фабрик, больниц и т.д. Вот тогда отпадет вся шелуха нелегитимных академиков, останутся настоящие ученые, которых будет знать мир, результаты их труда станут вкладом для будущих поколений на Земле!

Сахаутдинов В.Г.
Моя философия жизни: очерки и рассказы. – Уфа: Гилем,
Башк. энцикл., 2015. – 288 с.


Комментировать


− 3 = три

Яндекс.Метрика