Гуманитарное образование: проблемы и перспективы | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Гуманитарное образование: проблемы и перспективы

Жизнь индивидов в современном индустриальном обществе организуется посредством, по крайней мере, десяти основных социальных институтов, среди которых одну из важнейших ролей играет образование. Основными функциями последнего являются передача знаний и навыков, осуществляемых с помощью различных образовательных систем.

Создание наиболее эффективной подобной модели – это задача проектирования в сфере педагогики, где в качестве концептуальных основ используются: определение общенаучных категорий (цели, этапы, стратегии, структура объекта) и установление принципов, учитывающих сложность и специфические особенности образовательных процессов.

Если выделять этапы проектирования образовательной системы, то они будут следующее: Предварительный (этап, на котором закладываются идейные составляющие будущей модели); Организационный (этап, на котором происходит выбор методов осуществления концепции системы); Реализационный (этап, на котором модель воплощается в жизнь). Наибольший интерес представляет первый этап – определение целей. Здесь существенным является курс государства в области образования.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», документе, положения которого учитываются при разработке и реализации мер государственной поддержки и регулирования в сфере образования, написано, что система образования призвана обеспечить: разностороннее развитие творческих способностей молодежи, формирование навыков самообразования и самореализация личности; воспитание патриотизма в гражданах, реализация правового, демократического государства; социализацию индивида в условиях гражданского общества; формирование у личности высокой нравственности, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к традициям и культуре; подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и ориентирующихся в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Последний пункт будет превалирующим, когда дело касается средне- специального и высшего образования, но остальные направления не менее важны и так же должны учитываться при составлении учебного плана.

Эти цели достигаются посредством социальных и гуманитарных наук, таких как философия, психология, история, политология, литература, культурология и т.д. Именно они отвечают за формирование у человека важнейших качеств: способности к критическому мышлению; способности отвлечься от частных интересов и взглянуть на мировые проблемы, оценить ситуацию в стране и обществе; способности с пониманием относится к трудностям другого человека; умения рассуждать разумно и проникать в суть проблемы.

Данные навыки важны, для формирования личности и подготовки квалифицированных, коммуникабельных профессионалов не только в области политики и культуры, но так же в технических сферах. Умение общаться, знание командной системы, способность находить компромиссы необходимы для слаженной работы в коллективе – такие требования сейчас предъявляются, как к работникам на управленческих должностях, так и к рядовым сотрудникам. Однако количество академических часов на гуманитарное образование сокращается, особенно заметно это на технических направлениях подготовки.

Одна из причин данной проблемы – недостаточное финансирование. Этот вопрос неоднозначный и трудно- решаемый, он имеет тенденцию отражаться на преподавательских и педагогических корпусах в сторону их сокращения. Среда, в которой проходит обучение – важный момент в образовании, но когда не хватает материальной поддержки, появляются сложности с ее обустройством. Если в школах эта проблема медленно, но понемногу решается, то в высших учебных заведениях прогресс не очень заметен. Точные находятся в лучшем положении, поскольку они имеют какой-то конкретный прагматический выход – на военное дело, космос, машинные разработки, и поэтому государство чувствует, что они действительно важны. Гуманитарные науки отходят на второй план, так как они имеют меньше практического применения и не обязательны в создании экономических благ.

Получается, в научном мире современной России конкурируют две парадигмы образования: ставящая своей целью развитие потенциала человека и направленная на экономический рост. Первая модель развития в качестве высшей ценности видит человека, его жизнь, процесс его развития. Вторая рассматривает студента, как инструмент получения прибыли. Она так же требует, чтобы часть людей обладала более глубокими знаниями в области вычислительной науки и техники, что позволяет сформировать деловую элиту, которую не слишком будут волновать вопросы морали и развития личности. Для нее будет важен рост ВВП, распределение ресурсов и технический прогресс, так как данные направления являются выгодными. Поэтому, можно предположить, что еще одной причиной сокращения академических часов гуманитарных дисциплин является их способствование появлению у студентов независимого мнения.

Возможно, это опасно, когда необходимо получить группу технически обученных, но не имеющих глубоких моральных убеждений, принципов и собственного мнения специалистов. Тогда становится понятно, почему активное сократическое обучение и исследование через различные виды искусства все больше уступает место педагогике, натаскивающей на успешное выполнение стандартных заданий на государственных экзаменах. Это одна из самых главных проблем современного образования, причем не только гуманитарного. Школьников и студентов не готовят к реальной жизни, не ставят перед ними задачу размышлять, искать новые подходы, от них требуют выполнения шаблонных заданий и постоянного слушания.

По мнению Джона Дьюи, одного из самых влиятельных мыслителей первой половины XX века, обучаемый должен быть постоянно чем-то занят: ему следует оценивать окружающие предметы, задавать вопросы, активно всем интересоваться, а не превращаться в пассивного слушателя. Печально осознавать, но современная система образования представляет собой именно то, от чего предостерегал Дьюи. Для решения данной проблемы он предлагает такой метод обучения: работа с реальными практическими задачами под руководством преподавателя. Это сложно организовать в рамках современной системы образования, так как метод требует большего количества времени и ресурсов, чем готовы задействовать.

Американский философ Марта Нуссбаум для решения данного вопроса предлагает внедрять критическое мышление в работу с группами: студенты должны учиться анализировать, приводить доводы, выявлять факты. Это способ более оптимальный, чем у Дьюи, в нем задействованы простые методы, наиболее очевидные из которых – непосредственные беседы студентов и преподавателей, а так же постановка перед обучаемыми задачи написания структурированных текстов.

Не стоит исключать и методы механического заучивание, ведь гуманитарные науки содержат в себе большой объем сложных терминов, однако такие дисциплины все же в первую очередь требуют умения рассуждать и гибкости ума. Поэтому метод обучения, описанный в книге «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки», будет в приоритете благодаря тому, что наилучшем образом способствует усвоению сути предмета изучения. Такой подход нелегко сохранить и осуществлять в долгосрочной перспективе. Это требует ресурсов, финансирования и четкого плана развития, но для России еще не все потеряно.

В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» говорит о том, что гражданская задача образования – дать каждому обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. Учитывая специфические особенности нашей политической системы, такое высказывание президента страны позволяет надеяться, что при реформировании системы образования достаточное количество внимание будет уделено гуманитарным дисциплинам.

Список использованных источников:

1. Дьюи, Дж. От ребенка – к миру, от мира – к ребенку / Дж. Дьюи., Григорий Корнетов – М.: Карапуз, 2009. – 107 с.

2. Нуссбаум, М. Не ради прибыли : зачем демократии нужны гуманитарные науки / М. Нуссбаум. пер. с англ. М. Бендет; под науч. ред. А. Смирнова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 192 с.

3. Соколков, Е. А. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании / Е. А. Соколков, А. П. Кондратенко, Н. Е. Буланкина. – М. : Университетская книга, Логос, 2008. – 192 c.

4. Татур, Ю. Г. Высшее образование : методология и опыт проектирования / Ю. Г. Татур. — М. : Университетская книга; Логос, 2006. – 256 с.

©Шишерина М.А., Бормашева Е.К., 2017


Комментировать


× девять = 54

Яндекс.Метрика