Две войны Зуевых | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Две войны Зуевых

После операции

После операции

Отец Александра (увы, его уже нет) воевал в Корее. О той войне, которая шла вскоре после второй мировой, в начале пятидесятых, немногие в России знали.

У «страны утренней свежести», как называли Корею, тяжёлая судьба. Много лет была колонией Японии, а когда самураев разгромили, Корею поделили на советскую (к северу от 38-й параллели) и американскую зону на юге. В конце 1948 года, после провозглашения КНДР, вспыхнула война, в которой «южанам» помогали США и союзники, а «северянам» СССР, Китай. «Страна утренней свежести» стала страной гари, слёз, напалма, который применяли янки.

Официально мы боевые действия не вели, а были просто добровольцы, как в Испании в тридцатых. Наши летчики «рубились» с недавними союзниками, сбивали их, но и сами горели…

Крестьянского сына Николая Зуева, шофера, призвали служить на Дальний Восток. На «окраине» страны тогда оказалось много водителей – надо было везти в Китай и соседнюю Корею военные грузы. Попадали под бомбёжки. Довелось охранять аэродром, спасаться от бомбардировщиков в вырытых глубоких щелях. Не раз летал стрелком, и от его храбрости и меткости тоже зависели итоги боёв в горящем небе.

Зуев Александр Николаевич

Зуев Александр Николаевич

Так что Зуевы о «малых войнах» и о том, как становятся «воинами-интернационалистами», знают не по книжкам, газетам и кино.

…Окончив восемь классов 45-й школы в Брянске, Саша подал документы в профтехучилище на Покровской горе. Получил специальность газоэлектросварщика и месяца три проработал на дормаше.

…В воздушно-десантных войсках оказался просто. Вызвали в военкомат и направили в аэроклуб. Три раза прыгнул с парашютом в Бордовичах, после чего на обложке «личного дела» в райвоенкомате появилась пометка: «Годен в ВДВ».
Скоро он и другие ребята из Брянска, Навли, Суземки очутились в Фергане. Полгода учебки, и ТУ с новоиспеченными вэдэвэшниками приземлился в Кабуле. Служить выпало в 350-м полку знаменитой Витебской парашютно-десантной дивизии, которая одной из первых входила (точнее, влетала) в Афган.

К тому времени – а был восемьдесят второй – здесь уже шла настоящая война. Сначала наша пропаганда пыталась представить, будто шурави, (так звали русских), встречают в кишлаках чуть ли ни хлебом-солью и цветами.

Идеологическим штампам пришли на смену кровопролитные бои. Через границу то и дело брали курс на север «черные тюльпаны» с «грузом 200».

Александру, он был пулеметчиком, довелось сопровождать колонны на Бамиан, Чирикар, Джелалабад… И зачастую первыми под душманские пули попадали те, кто охранял ползущие через перевалы машины. Но земляку повезло.

Воевавшим в Афганистане навсегда врезалось в память, а может, запеклось в сердце, Панджшерское ущелье. Оно стало адом. Четыре раза советские войска брали под контроль ущелье, каждый камень которого изрыгал огонь. И в каждой операции участвовал Зуев. Четвертая попытка оказалась для него роковой. Пуля ударила в левую ногу. Было это 12 сентября 1984 года.

– Почти под дембель, – говорит Александр Николаевич. Две ночи пришлось «перекантоваться» в горах, а потом 12 километров добираться до нашей части. Ребята помогали идти…

– Обидно: пацаны в начале октября по домам отправлялись, а я после того, как вертушкой перебросили из Баграма в Кабульский центральный военный госпиталь, долечивался в госпитале узбекского городка Карши.

…Приехал в Брянск, погулял малость и стал искать работу. Тогда такой напряженки с трудоустройством не было, к тому же имел специальность – раз, Афган за спиной – два. А оказался в пожарной охране. Почему именно здесь? Если честно, то случайно. Жил недалеко от управления ПГС, вот и зашел как-то в отдел кадров…

Начинал старшим мастером газодымозащитной службы. Через год предложили ехать в Черкассы, в училище. «Пока холостой – учись!». Именно благодаря этому украинскому городу и завязал с холостяцкой жизнью: дружба с местной дивчиной Аленой завершилась свадьбой.

Более десяти лет работал главным специалистом в отделе пожарной техники и ресурсного обеспечения. В августе двухтысячного перешёл в 14-ю спецчасть. Вроде бы среди пожарных не принято «меряться», у кого работа, как говорится, горячей, но часть, где служил майор Зуев, не зря называлась специальной…

За Афган получил орден Красной Звезды. У служивых «Звездочка» – одна из самых авторитетных наград. Обычно ее давали посмертно или офицерам. Слышал, что он единственный среди пожарных Брянщины, прошедших горнило Афганистана, носит такой орден.

За годы прибавилось и «мирных» наград. Если, конечно, так можно назвать ордена и медали людей, работающих, не побоюсь этого сравнения, по законам военного времени.

Хотя подполковник Зуев уже в запасе, продолжает работать – в пожарно-спасательном центре начальником отдела материально-технического обеспечения.

Если говорить о личной жизни, то судьба как будто ударила ножом в спину – несколько лет назад умерла жена Елена Владимировна. А жизнь идёт. Старший сын Владимир учится в Воронежском институте МВД на радиотехническом факультете, а Дмитрий окончил Брянский технический университет и служит в армии.

Сергей БОБРОВ


Комментировать


3 + три =

Яндекс.Метрика