В XIX в. на Урале продолжали развиваться традиционные художественные направления (пермская деревянная скульптура, народная роспись но дереву и металлу).
Лакокрасочная роспись железных изделий получила развитие на нижнетагильских заводах, излюбленными мотивами были растительный орнамент, птицы и пейзажи, а также жанровые и мифологические сцены (мастера Худояровы, Дубаепиновы и др.). Подносный промысел способствовал появлению на нижнетагильских заводах династии живописцев Худояровых.
Особой известностью пользуется серия работ П. Ф. Худоярова, изображающих заводское производство («Листобойный цех» и др.), а также картина И. Ф. Худоярова «Гулянье на Лисьей горе».
Картины с видами Нижнетагильского завода создавали приезжавшие на Урал живописцы В.Е. Раев и П.П. Веденецкий (30-е гг. XIX в.). Серия зарисовок Златоуста выполнена местными художниками (И. П. Бояришнов и др., 1827 г.), уральские рисунки есть в путевом дневнике В.Л. Жуковского (1837 г.).
Своеобразным явлением уральской живописи стало творчество иконописцев-старообрядцев Невьянской школы (мастера Богатыревы, Романовы.)
Художественное холодное оружие изготовлялось с 1817 г. На Златоустовской фабрике. Уральцы украшали клинки не только орнаментом, но и сюжетными (в том числе батальными) сценами (мастера И. Бушуев, И.П. Бояршинов, А.И. Бушуев, П. Уткин, Ф.А. Тележников и др.).
Высокохудожественные произведения камнерезного искусства создавались мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики: вазы и чаши из разноцветных яшм, родонита и малахита.
Особенного совершенства достигло искусство «русской мозайки» при изготовлении предметов из малахита и лазурита, изделия фабрики выполнялись по рисункам известных архитекторов (А. Воронихина, К. Росси, А. (Брюллова, К. Топа и др.).
Пользовались известностью изделия Горнощитского мраморного завода (закрыт в 1858 г.).