Детский дискурс в журналах для семейного чтения второй половины XIX – начала ХХ в. | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Детский дискурс в журналах для семейного чтения второй половины XIX – начала ХХ в.

Правила искусного чтения

Изучение проблематики детства в России второй половины XIX – нача ла ХХ в. возможно с использованием не только специализированных детских изданий, но и журналов для семейного чтения.

Среди тонких иллю стрированных еженедельных изданий для анализа был выбран журнал «Нива» – одно из наиболее популярных изданий второй половины XIX – начала ХХ веков. Журнал «Нива. Иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни» выпускался беспрецедентным тиражом, ко торый достигал 235 тыс. экземпляров. Издание выходило с 1870 по 1918 гг. и являлось наиболее популярным изданием своего времени.

Его издавал книготорговец А.Ф. Маркс, поставивший своей целью создать ежене дельное издание семейного типа для массовой аудитории. В журнале публиковались литературные произведения, исторические, научно популярные и различные юбилейные очерки, репродукции и гравюры картин современных художников. Материалы политического и общественного содержания давались в «благонамеренном» духе и сопровождались многочисленными иллюстрациями – до начала XX в. обычно гравюрами, затем фотографическими обзорами. Страницы изданий «Нивы», включая журнал и приложения, имели сквозную нумерацию для последующей брошюровки годовых комплектов, обложки к которым рассылались редакцией. Таким об разом, журнал номер один имел страницу 1, а журнал номер 51 или 52 (по следний в году) – страницу 1200. Нами был осуществлен сплошной про смотр годовых комплектов журнала с 1870 по 1917 гг. Цель работы – выявить особенности детского дискурса на страницах еженедельного иллюстрированного журнала «Нива». Если понимать под дискурсом, вслед за Ф.Б. Шенком 1 , корпус текстов, высказываний и изображений, связанных общей темой, то дискурс еженедельной жур нальной прессы для семейного чтения данного периода можно определить как совокупность разножанровых журнальных текстов и изображений, ил люстрирующих детскую повседневность, интересы и ценности читатель ской аудитории данного вида изданий. Научная новизна заключается в том, что впервые выявлены особен ности детского дискурса на страницах еженедельных изданий для се мейного чтения в России второй половины XIX – начала ХХ в. (на приме ре «Нивы»).

Журналы для семейного чтения ранее не предлагались в качестве комплексного источника исследований в данной области. Тот факт, что «Нива» предназначалась для семейного чтения, говорит о том, что ее редакция понимала и допускала тот факт, что читать жур нал будут не только взрослые, но и дети – либо совместно с взрослыми, либо самостоятельно. В журнале «Нива» ориентация не только на взрослую, но и на дет скую аудиторию подтверждается и оформлением, и обращением редак ции к читателям. Редакция подчеркивает, что «Нива» является журналом для семейного чтения, и признает, что «семья составляет постоянное и тесно связанное общество, которого члены постоянно передают друг другу понятия и опыт жизни [...], а журнал – рассказчик о жизни и рабо тах человечества» 1 . Семья является учительницей своих новых членов, в том числе и детей, то есть выполняет воспитательную функцию. Исхо дя из этого, редакция «Нивы» обязуется не допускать на страницах жур нала ничего противного религии и нравственности, как незыблемых ос нов русского семейного начала 2 . О том, что редакция «Нивы» не обошла вниманием детей как своих читателей, говорит и оформление журнала. На обложке издания, став шей его визитной карточкой, среди виньеточного орнамента изображена семья из трех человек. Глава семьи читает вслух журнал (видно, что это «Нива»), а жена и дочка внимательно его слушают. Это не художествен ный вымысел автора гравюры. Текстовые и визуальные материалы, по мещаемые в «Ниве», подбирались с таким умыслом, чтобы заинтересо вать читателя любого возраста, в том числе и детского.

В основу нового журнала были положены несколько принципов, которые становятся оче видными при внимательном изучении журнала: научность, популярность, занимательность, доступность и разнообразие материалов. Интересую щие нас тексты, публикуемые в журнале «Нива» и затрагивающие тема тику детства, представляют собой как краткие заметки, так и полнотек стовые, продолжающиеся из номера в номер произведения. Огромной заслугой издания является публикация большого количе ства биографий. Все биографии начинались с повествования о том, как прошло детство и отрочество героя биографии, как и где он учился и кем были его родители. Некоторые биографии носили откровенно нравоучи тельный характер и могли служить примером для тех, кто их читает, будь то взрослый или ребенок. К таким биографиям можно отнести, например, биографию А.Ф. Кокоринова – выдающегося русского архитектора, кото рый родился в Тобольске. В первой главе его биографии рассказывается о его детских годах, о родителях, об обучении в Петербургской Акаде мии художеств 3 . Авторами журнала постоянно подчеркивается, что только талант и усердие могут помочь достигнуть каких-либо высот. За мечательна в воспитательном плане биография знаменитого хими ка Ю. Либиха 4 .

Во-первых, здесь внимание читателя обращается на взаимоотношения между школьником-Либихом и учителями, которые не могут и не хотят понять наклонности мальчика к химии и естествен ным наукам. Только отец, души не чаявший в сыне, понял увлечение мальчика и отдал его в обучение в одну из аптек, после чего Либих смог поступить сначала в Боннский, а потом в Эрлангенский университет. Кроме того, статья дополнена иллюстрацией «Либих в лаборатории», где ученый изображен за работой среди бесконечных колб и проби рок, что, несомненно, должно было привлечь интерес юного читателя, так как детям, как правило, интересны изображения разнообразных научных лабораторий 1 . Подобно тому, как специализированные детские журналы помещали на своих страницах рассказы и очерки о жизни других народов, «Нива» печатала занимательные статьи о тех или иных местностях и ее жителях. В основном это были описания различных частей Российской империи.

В качестве примера можно привести очерк «Устье Дуная» 2 , в котором по дробно рассказывается и о природе, и о культуре местности, и о ее жи телях. Рассказ о жителях особенно подробен, он описывает и детей, и молодежь, и взрослое население местности. Необходимо отметить, что в изучаемый нами период уже осознается значимость и ценность жизни и здоровья ребенка. Общество начинают все больше и больше волновать проблемы социальной защиты детства. Отмечаются проблемы детей из беднейших сословий. Редакция «Нивы» не обходит вниманием и этот вопрос, публикуя на страницах журнала тексты и гравюры данной тематики. Большой интерес вызывает, напри мер, изображение под названием «В город на работу», где изображены мать с ребенком, пробирающиеся сквозь метель и снег в город, чтобы заработать себе средства к существованию 3 . В комментарии к картине указывается на то, что снег валит уже несколько часов к ряду, и путь до города становится необычайно трудным, особенно для малютки 4 . Броса ется в глаза бедная одежда обеих путниц. Вызывает интерес небольшой рассказ Г. Гейберга «Оторванная от семьи» 5 .

С дидактической точки зрения вызывает интерес сюжет рассказа в том, что глава обнищавшей семьи вынужден отдать старшую дочь двенадцати лет на воспитание и содержание своим обеспеченным родственникам за соответствующую плату. Он убеждает в этом и жену, и дочь, и сделка совершается. Но в приемной семье девочка несчастна. Она становится замкнутой, не идет на контакт с приемными родителями. Это расстраивает и приемную мать, она понимает, что девочка скучает по дому. В это время родная мать де вочки от горя начинает болеть, и приемные родители решают вернуть ребенка в семью. Для того, чтобы все же помочь семье вырастить своих детей, обеспеченный родственник отдает во владение беднякам постоя лый двор, который поможет им прокормить детей.

Значение этого рас сказа заключается в том, что в любом случае семья является единым неделимым целым, которое нельзя разрушать по каким-либо экономиче ским причинам. В целом, тема семьи и детей в семье является неотъем лемой частью детского дискурса на страницах еженедельных иллюстри рованный журналов для семейного чтения.

Вообще, в номерах «Нивы» второй половины XIX в. можно увидеть целую серию изображений повседневного быта крестьянских детей. Но эти изображения выполняли, прежде всего, развлекательную функ цию, поэтому большая часть рисунков и гравюр посвящена детским иг рам, и все дети на этих изображениях всегда улыбаются. К подобным изображениям можно отнести картину Шюблера «Катанье с гор», на кото рой изображены катающиеся на санках крестьянские ребятишки 1 . Один мальчуган взбирается в гору со своими салазками и при этом норовит запустить снежком в кого-нибудь из благополучно скатывающихся ребят. Те, в свою очередь, ловко управляют санками с помощью ног и несутся вниз с головокружительной скоростью. Еще один мальчишка, которому не посчастливилось, перекувыркнулся вместе с салазками в снег. На его лице написан ужас, который кажется особенно комичным, потому что не имеет под собой оснований. Подобный сюжет зимних детских игр встречается в рисунке А. Писемского «Деревенский скульптор» 2 в ново годнем номере «Нивы» за 1892 год. Таким шутливым прозвищем автор наградил деревенского мальчишку, слепившего из свежего снега огромно го снеговика выше самого себя ростом. На всех картинах царит безмятеж ное веселье, какому могут предаваться только дети.

Однако на страницах «Нивы» встречались и рисунки, отражавшие су ровые реалии крестьянского детства. В 1891–1892 гг. в России был голод, охвативший основную часть Черноземья и Среднего Поволжья (17 губер ний с населением 36 млн. человек). Голод приводил к болезням среди населения. События голодных лет вызвали значительный резонанс в об щественной жизни России. Не было другого события, столь оживлённо обсуждаемого русской печатью, публицистами, писателями и журнали стами различных направлений, как «летопись народного разоре ния» (слова Г.И. Успенского) 3 . В том же 1892 г. почти во всех номерах редакция «Нивы» призывает к благотворительности и помощи голодаю щим и помещает сообщения и картины на данную тему. Помимо помощи губернских комитетов и правительства (крестьянам выдавались ссуды зерном), имела место частная благотворительность. Например, на кар тине Н.Д. Дмитриева-Оренбургского изображен сюжет о помощи поме щиков крестьянам.

Помещичья чета поместилась на лавке за столом, хо зяин избы рассказывает о своих бедах, о болезни жены, о беспомощном положении детей. Самый маленький ребенок в одной рубашке ползком пробирается к доброй барыне, тянет к ней ручонку, чтобы взять предло женный пряник. На заднем плане лакей и кучер вносят в избу мешки с зерном 1 . Вообще необходимо отметить, что журнал «Нива» проповедо вал патриархальные, даже идиллические отношения между крестьянами и помещиками, ориентируясь на свою читательскую аудиторию 2 . Конечно же, редакция «Нивы» публиковала в журнале не только картины из жизни крестьянских детей.

Она старалась охватить вниманием и такие со бытия, как карнавалы и праздники, а также нравственные вопросы в воспи тании молодых читателей. Периодически на страницах журнала появлялись нравоучительные картинки, по содержанию больше похожие на карикатуру. Как и остальные изображения, они сопровождались кратким текстовым пояс нением. Такова картина Эрдмана «Выданная тайна» 3 . Предыстория изобра женных событий такова: однажды в тенистом саду один молодой человек назвал 16-летнюю девицу «своею милою», и это было необходимо держать в секрете, чтобы не запятнать честь девицы. Но девушка по секрету довери лась сестре, сестра же с наказом хранить тайну рассказала обо всем своим четырем кузинам и шести подругам, а потом проболталась и дядюшке.

На картине главная героиня пытается остановить сестру, но вся история уже рассказана дяде на ушко, и героиня испытывает стыд, когда дядюшка уко ряет ее в таком поведении. Также представляет интерес помещенная в «Ниве» серия «Силуэтов из военной жизни» молодого художника, подписавшегося инициалами М.Ф. Пер вая часть «Силуэтов» вышла в феврале 1892 года 4 . Данная серия изобража ет сюжеты из военно-педагогической и офицерской жизни. Рисунки пред ставляют собой сцены из жизни кадетского корпуса, военного училища, роты и офицерского полкового сообщества. Фигуры выразительны, хорошо видны детали военной формы взрослых и детей, отношения между детьми и педаго гами, внешние особенности и манеры держаться героев зарисовок. Особое внимание при изучении детского дискурса в журнале «Нива» необходимо уделить рекламе, помещаемой в журнале. Среди объявлений достаточно часто появляется информация не только о продаже товаров для детей, но и о выходе новинок детской литературы. Во время просмот ра рекламных материалов «Нивы» за 1892 г. нам встретилось несколько по добных объявлений, например, о продаже сочинений В. Скотта в сокра щенном переводе с иллюстрациями издательства Ф. Павленкова 5 . Особо

подчеркивалось, что эти собрания одобрены для ученических и школь ных библиотек. В журнале публиковались и объявления с просьбой о «помощи рублем» нуждающимся детям. В Петербурге, как и во многих других крупных горо дах, создавались так называемые Фребелевские общества, состоявшие из деятелей дошкольного воспитания. Эти сообщества на собственные сред ства открывали детские сады для детей из числа самых бедных жителей города и нуждались в помощи. В «Воззвании к матерям», опубликованном в 1894 г., содержится обращение к женщинам из более обеспеченных сло ев населения с просьбой о финансовой помощи в организации дополни тельных мест в детских садах, чтобы дети трудящихся женщин тоже могли получать достойное физическое и нравственное воспитание 1 .

Встречаются объявления, которые невозможно отнести к рекламным ма териалам. Таково объявление о похищении двухлетнего ребенка, которого в течение полугода не могут найти ни полиция, ни добровольцы 2 . Незнаком ка, выдающая себя за польку Е.К. Иванову, в сентябре 1891 г. буквально втирается в доверие жене бедного отставного солдата Ципиной, прихо дит к ней на чай и располагает к себе маленького Борю Ципина, которо го через три дня похищает и увозит в неизвестном направлении. Далее сообщаются приметы мальчика, указывается, что он только научился го ворить и может произносить только «мама» и «дядя». За любую инфор мацию о местонахождении ребенка обещано вознаграждение. В конце объявления редакция задает вопрос о том, кому и для чего понадобился ребенок? Какие же чувства и цель руководили похитительницей? Оче видно, что похищение было тщательно спланировано заранее. Подводя итог, можно сделать вывод, что журнал для семейного чте ния «Нива» существенно расширяет наши представления о культуре и быте детей в России второй половины XIX – начала ХХ веков. Будучи од ним из самых популярных изданий изучаемого периода, журнал помещал на своих страницах тексты, предназначенные для чтения не только взрослыми, но и детьми.

Соответственно, редакция исходила в том числе и из ориентиров в воспитании и развитии детей, в руки которых попадал журнал. Необходимо подчеркнуть, что детский дискурс на страницах данного из дания имеет свои особенности. Во-первых, с течением времени происходит смена приоритетов редакции в выборе материала о детях к публикации: в первые годы выхода издания мы встречаем материалы в основном о загра ничных детях, к концу существования «Нивы» такие публикации становятся редкостью, кроме нескольких фотографий с фронта Первой мировой войны. Во-вторых, в силу того, что «Нива» являлась иллюстрированным журналом, большая часть материалов о детях представлена изобразительными материа лами, за исключением биографий и нескольких рассказов.

К.Н. Митрофанова


Комментировать


+ три = 8

Яндекс.Метрика