Диверсификация российской экономики: сервис и индустриализация | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Диверсификация российской экономики: сервис и индустриализация

Диверсификация является важной задачей российской экономики. На необходимость диверсификации экономики России указывают как внутренние, так и внешние эксперты, например Всемирный банк. В докладе ВБ об экономике России рассматриваются пути диверсификации экономического развития за счет перераспределения портфеля национальных активов: природных ресурсов, капитала (в том числе человеческого) и экономических институтов. Все больше российских ученых и представителей бизнеса склоняются к необходимости диверсификации экономики, отхода от сложившейся структуры, в которой доминирующую роль играют сырьевые отрасли. Сырьевая ориентация привела экономику к структурному дисбалансу и неустойчивости. При этом проблема заключается не столько в гипертрофированных масштабах сырьевого сектора, сколько в недоразвитости перерабатывающих отраслей.

За годы перестройки произошло существенное замедление развития производства и явно обозначился процесс деиндустриализации, при котором происходит не просто сокращение производства, а снижается его технологический уровень, сокращаются фонды, наблюдается деквалификация занятых в производстве людей, разрушается производственная инфраструктура, а также происходят многие негативные явления. Особенно остро вопрос о промышленной политике встает в связи с курсом на импортозамещение. Экономика страны катастрофически зависит от внешних источников: доля импорта станков составляет 89 %, одежды — 75 %, фармацевтической продукции — 69 %, офисного оборудования и вычислительной техники — 83 %. Феномен деиндустриализации наблюдается не только в России. Это явление сопровождает развитие европейской экономики в последние три десятилетия. Так, если в 1970 году реальный сектор занимал в ВВП Евросоюза около 27 %, то в 2000-м он составлял 18,5 %, а к 2013-му упал до 15,8 %. Это было обусловлено тенденциями стремительного развития сферы услуг и изменением их качественных характеристик. В ВВП развитых стран доля сферы услуг возросла до 60–80 %. В настоящее время в структуре ВВП США промышленность составляет 19,2 %, в то время как сфера услуг — 79,7 %.

Эти процессы позволили сформировать идею, что в постиндустриальном обществе основу составляет сервисный сектор. При этом недооценивается то, что во многих случаях услуги производны от производственного сектора и являются его продолжением. На практике в некоторых странах это привело к пренебрежительному отношению к промышленности. Например, в Великобритании промышленность сократилась на две трети. В большинстве западноевропейских стран тенденция та же, за исключением Германии, которая сохранила свое промышленное ядро на прежнем уровне — 22,4 % ВВП.

Поэтому руководство ЕС и правительства многих стран начали пересматривать свое отношение к экономическим приоритетам: мощная индустриальная база стала рассматриваться как ключевой фактор европейской конкурентоспособности и экономического возрождения. Структура ВВП России также не сбалансирована: промышленность (главным образом добывающая) составляет 37,5 %, сфера услуг как показатель постиндустриальной экономики — 58,4 %. В связи с этим основой экономической политики России должна стать реиндустриализация (новая индустриализация). Ее суть заключается в проектировании и развертывании внутренних индустриально-технологических цепей, выпускающих на новой технологической основе готовые изделия как сугубо промышленного, так и потребительского назначения. Такой подход предусматривает смену экономической модели, решение проблемы сырьевой зависимости, гармоничное развитие промышленного и сервисного секторов экономики.

М. С. Мотышина,
профессор кафедры экономики и управления СПбГУП, доктор экономических наук


Комментировать


6 + = пятнадцать

Яндекс.Метрика