Дорогами Афгана и Чернобыля | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Дорогами Афгана и Чернобыля

Вот она, «Шилка»!

Вот она, «Шилка»!

Встречаться с ним доводится очень часто. То Виталия Павловича можно видеть в окружении сверстников, жителей Брасовского района, прошедших горными огненными дорогами Афганистана, то общается с теми, на чью долю выпала ответственность принимать участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Когда солдаты правопорядка отмечают День милиции, он, облачившись в форму с погонами старшего сержанта, тоже среди них.

– Мне с детских лет, – вспоминает прожитое и пережитое, – пришлось оторваться от родительского гнезда. В посёлке Наверты Глодневского сельсовета не было школы, поэтому в первом и втором классе обучался в Брянской школе-интернате. В третьем учился в такой же школе поселка Комаричи. И только с четвёртого, когда родители переехали в Матенино, начал учиться в Глодневской.

Сельский мальчишка рано познал, что такое тяжёлый крестьянский труд. Хотя семья жила в достатке, родители, а у них, кроме Виталика, было четверо, одобряли, когда на летних каникулах подрабатывал лишнюю копейку. К слову, его дедушка Емельян Михайлович прошёл три войны – финскую, Великую Отечественную и японскую, отец Павел Емельянович работал на севере на оборонном заводе.

– Чем занимался? А всем, что доверяли пацанам. Копны возил, скирдовал. Повзрослев, попросился к дяде Володе Герасимову помощником комбайнера. После десятилетки окончил по направлению военкомата автошколу ДОСААФ и с удостоверением водителя категории «С» ушел служить.

В 1982 году многие не знали, что на самом деле происходит в Афганистане. Мы ведь вошли туда по настоятельной просьбе руководства страны. А “черные тюльпаны” со страшным “грузом–200” то и дело приземлялись на аэродромах, доставляя на Родину тела погибших в той необъявленной войне. В эту “мясорубку”, пройдя в Туркестанском военном округе курс молодого бойца, и попал рядовой Виталий Лагеев.

Лагеев Виталий Павлович

Лагеев Виталий Павлович

– Перед отправкой делали 500-километровые марш-броски на автомашинах “ ЗИЛ-131”, ездили по пустыне, преодолевали разные препятствия на танковом полигоне. 25 июня 1982 года наша группа загрузилась в «АН-24» и – вперёд! Когда приземлилась, узнали, что попали в Афганистан. Майор, доставивший молодых бойцов в часть, сообщил, что им выпала честь служить в отдельном 103-м ордена Кутузова полку связи, который прошел всю Великую Отечественную.

Не любит Виталий Павлович вспоминать о войне. Чего только не было за 26 месяцев службы! Ему везло. Не сваливался в расщелины, не нарывался на минные поля, не потерял ни одной машины. Он, чему удивляются бывшие там земляки, даже не был ранен.

А ведь выезжая на очередное боевое задание под прикрытием бэтээров, автогруппы не раз натыкались на засады душманов, и водители брались за автоматы. Изрыгали смертоносный огонь «агээсы» – автоматические гранатомёты. Если совсем приходилось туго, в бой вступало спаренное четырехствольное зенитное орудие, установленное в кузове его «УРАЛа», и «зелёнка» покрывалась густыми фонтанчиками взрывов…

– Боялись «духи» нашей “Шилки” за её разящий огонь. Не раз, попав под ее шквал, бросали оружие и раненых, бежали с позиций. Под прикрытием танков младший сержант Лагеев возил грузы, аппаратуру связи. Не раз попадал в прицел снайперов, которые поджидали “шурави” на серпантине горных дорог. Бывало, в часть возвращался на машине, изрешеченной пулями, осколками гранат.

Ее срочно ставили на ремонт, а Виталий садился за руль другой.

В середине 1984 года с афганской медалью вернулся домой, а в августе, надев милицейскую форму, приступил к по-своему опасной службе в Брасовском РОВД. Старослужащие отдела вспоминают о нём, командире отделения, как честном и исполнительном работнике, готовом постоять не только за себя, но и за своих товарищей.

Когда в феврале 1987-го пришёл приказ о подборе кандидатов для ликвидации последствий Чернобыльской аварии, среди первых в список занесли фамилию Виталия Павловича.

…Рассказывая о том, что ему пришлось увидеть, пережить, больше вспоминает о товарищах, с которыми довелось побывать в “горячих” точках. И вскользь упоминает о себе, хотя нагрудные знаки “Воин-интернационалист”, “Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», шесть медалей красноречиво свидетельствуют, что он не отсиживался за спинами товарищей. Его родители, жена Наталия Михайловна, сын Сергей, недавно отслуживший в космических войсках, могут гордиться им.

Николай ЗАЙЦЕВ


Комментировать


5 × девять =

Яндекс.Метрика