Дорога к храму – паломничество или экскурсия? | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Дорога к храму – паломничество или экскурсия?

Таруса. 9 марта 2013 года.

Таруса. 9 марта 2013 года.

В наше время организацией поездок к Святым местам занимаются как туристско-экскурсионные организации, так и паломнические службы. Объединяет маршруты одна дорога – дорога к Храму, однако задачи этих организаций и форма проведения таких маршрутов, безусловно, разные. Паломничество – это посещение религиозных святынь для молитвенного общения и посильного труда. Раньше на Руси это называли богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню, которое организовывало Российско-Палестинское общество. Сейчас в России при храмах, монастырях и подворьях действуют паломнические службы, которые формируют группы для посещения Святых мест. Если говорить о Санкт-Петербургских паломнических службах, то это поездки по Ленинградской области и Северо-Западному региону, в ближнее и дальнее зарубежье, да и в самом Петербурге немало мест для молитвенного предстояния. Главная задача паломнической службы – дать возможность прикоснуться к святыням, исповедаться и причаститься Святых Тайн.

Отправляясь в путешествие, как правило, верующий человек просит благословение у своего духовного отца. Такая поездка не терпит суеты, она требует особого поведения и совместной молитвы, если паломник едет в составе группы. В идеальном варианте с группой должен быть представитель церкви (священник), который направляет действия паломников. Иные задачи и формы работы у туристско-экскурсионных организаций, в рекламных объявлениях и на электронных страницах которых все чаще встречаются предложения религиозных маршрутов. И это понятно: в целом интерес к святым местам растет, причем в различных слоях общества, среди людей разного возраста, профессий и достатка. Но если для паломника в таких поездках важнейшим является духовный момент, то для экскурсанта – культурно-познавательный. И форма проведения такой экскурсии тоже имеет свою специфику. Это важно помнить, чтобы в своей рекламе не относить к «паломничеству» любую туристскую поездку или тематическую экскурсию по монастырям и храмам.

Казалось бы, исходя из разных задач, составы группы в экскурсионных и паломнических поездках должен быть разным: верующие люди, желая посетить святое место, обращаются в паломническую службу, а любители путешествий – в турфирму и экскурсионное бюро. Но на практике мы видим, что на экскурсиях по православной тематике в группе обязательно присутствуют верующие люди, а в паломнические поездки зачастую попадают люди совсем не воцерковленные. Более того, так называемые «смешанные группы» в настоящее время преобладают. Каковы же методические особенности, которые должны учитывать интересы и паломников, и экскурсантов?

Попробую остановиться на некоторых из них, исходя из собственного опыта. В первую очередь нужно грамотно составить маршрут: отобрать места пребывания, исключив из программы все лишнее, что не «работает» на обозначенную тему. Если Вы везете группу паломников в монастырь, то предварительно получаете благословение у настоятеля обители. Но когда к Вам за путевкой пришел паломник, не лишним будет спросить, взял ли он на эту поездку благословение у своего духовного отца. Если же в составе группы паломников в монастырь собрался ехать светский человек, да еще впервые, необходимо информировать его подробно об условиях проживания, особенностях питания, форме одежды и правилах поведения на маршруте. И желательно это делать в личной беседе накануне поездки. В экскурсиях по православной тематике надо обязательно предусмотреть свободное время для верующих, чтобы они могли, не торопясь помолиться и приложиться к святыням. В автобусе на трассе, когда группа состоит не только из православных верующих, не следует всю дорогу читать жития святых и акафисты, как это, к сожалению, принято во многих паломнических службах. Мы часто забываем одно простое методическое правило: в любой экскурсии первичен показ, а рассказ вторичен, и если за окном мелькает что-то интересное, человек уже плохо воспринимает то, что в это время говорят в микрофон на другую тему. Гораздо полезнее, используя показ нужных объектов на трассе, подготовить людей к встрече со святым местом. И здесь очень многое зависит от сопровождающего. Хорошо, когда руководитель паломнической группы – священник. Еще лучше, когда батюшка едет со своим приходом, где люди знают друг друга. Однако чаще всего паломнические поездки, как и экскурсионные, организуются в выходные дни, когда священники особо загружены, т.к. служат в храмах. Поэтому чаще всего группу сопровождает представитель паломнической службы, который, безусловно, должен быть верующим и достаточно воцерковленным, как и экскурсовод, работающий по православной тематике, который должен быть готов ответить на многие дополнительные вопросы. В настоящее время существует проблема с профессионально подготовленными кадрами по православной тематике как в паломнических службах, так и в туристско-экскурсионных организациях.

Для овладения любой профессией надо сначала изучить накопленный в этом деле опыт. Такой опыт организации путешествий с краеведческими целями и для поклонения святыням был накоплен еще в дореволюционной России. Ценнейшие методики были разработаны и в советских экскурсионных бюро, особенно – в послевоенный период. В Санкт-Петербурге, например, в течение последних двадцати лет широко практикуется церковная городская тематика во внутреннем и въездном туризме, методически разработанная еще в конце 80-х годов в Ленинградском городском экскурсионном бюро (ГЭБе). Как и маршруты любой другой тематики, религиозные экскурсии могут быть «местными» и «дальними». Среди местных наиболее популярными стали такие экскурсии как «Православные святыни Петербурга», «Храмы-памятники», «Небесные покровители Петербурга», «Монастыри и некрополи Петербурга» и другие. Их продолжительность – от двух часов до целого дня и ориентированы они как на детей, так и на взрослых. «Дальние» экскурсии по церковной тематике – это специализированные маршруты, в которых наиболее часто объединяются паломники и экскурсанты. Примером такого маршрута может служить «Дорога к Святой горе» (в Пюхтицкий Успенский монастырь, Эстония), разработанный творческой группой Ленинградского городского бюро экскурсий в 1987 году к 1000-летию крещения Руси. После перестройки это был первый опыт экскурсии по историко-религиозной тематике, один из самых популярных среди ленинградцев именно экскурсионных маршрутов: за 5 лет до установления государственной границы между Эстонией и Россией тысячи экскурсантов посетили Пюхтицы, дышали благодатным воздухом, пили воду из Святого источника и видели перед собой мир гармонии, добра и красоты.

После того как был введен визовый режим, наш маршрут, по благословению настоятельницы монастыря игуменьи Варвары стал 2-3-4-дневным, бывшие экскурсанты постепенно превращались в паломников: теперь они могли присутствовать на церковных службах, исповедаться, причаститься, по благословению и потрудиться в монастыре. Теперь в Пюхтице бывает много паломников из России и Прибалтики, приезжают православные финны и другие гости. Многие питерские турфирмы на маршруте в Таллинн стремятся включить в программу посещение Пюхтицкого ставропигиального монастыря. С Пюхтицей связаны два новых маршрута, разработанные в турфирме «АКРО»: «Собор святых земли Эстонской» и «Ида-Вирумаа – край молитвы и поэзии» (Пюхтицкий монастырь в творчестве Игоря Северянина). Интерес к религиозной тематике не просто растет. На примере маршрута в Пюхтицы мы видим, что тема находится в развитии и привлекает как паломников, так и экскурсантов. А значит – возрастает и ответственность экскурсовода, если он взялся за такую деликатную и непростую тему. Здесь экскурсоводу не нужно «открывать Америку», просто надо овладевать давно существующими навыками профессии, ведь опытные и грамотные профессионалы, которые годами оттачивали экскурсионную методику, оставили богатое наследие.

В экскурсионной практике давно используются такие понятия как профессиональные качества экскурсовода, профессиональная непригодность. Если в поездке группу сопровождает человек верующий, но профессионально неподготовленный, то вместо пользы он может нанести только вред. И с другой стороны, иногда экскурсии по православной тематике проводят люди, которые сами только начинают ходить в церковь и, не имея достаточной подготовки, но обладая большим энтузиазмом, они стремятся «поучать» людей, раздавая душеполезные советы. Экскурсовод не может знать все, он не может и не должен отвечать на любой вопрос. Есть вопросы, на которые может ответить только священник. Нам кажется, что уже давно настало время, когда паломнические и экскурсионные организации должны объединить свои усилия в обмене опытом и методическими знаниями. Потому что дорога к Храму – это и паломничество, и экскурсия. По ней идут те, кто хочет прикоснуться к Святыням, помолиться, обогатиться духовно и те, кому интересна и небезразлична история России.

Пегашова Л.Е. (Санкт-Петербург, Россия)


Комментировать


8 − = семь

Яндекс.Метрика