Доступ к высшему образованию в Израиле | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Доступ к высшему образованию в Израиле

Доступ к высшему  образованию в Израиле

Доступ к высшему
образованию в Израиле

Сложившаяся в Израиле система высшего образования является высокоразвитой, что подтверждается высоким уровнем академических достижений (т.е. высоким индексом цитирования, числом нобелевских лауреатов на душу населения и количеством высокотехнологичных стартапов). Экономика Израиля во многом зависит именно от науки и наукоемкой промышленности, именно успешностью этих сфер обусловлен заметный экономический рост страны в предыдущем десятилетии.

Более того, высокий уровень развития системы высшего образования Израиля рассматривается как залог существования страны. Тем не менее, несмотря на выдающиеся достижения израильских ученых, в последние годы система высшего образования столкнулась с рядом проблем, вызванных фундаментальными экономическими, демографическими и культурными изменениями, которые напрямую влияют на социальный состав населения. Эти тенденции бросают вызов всей системе высшего образования и ставят ее дальнейшее успешное функционирование под угрозу. Экономические изменения ограничивают доступ к высшему образованию. С одной стороны, инновационная экономика знания способствует экономическому росту, с другой — она только усугубляет неравенство. Рост неравенства доходов и увеличение количества детей, живущих за чертой бедности (в настоящее время в стране таких треть), сказываются и на портрете среднего израильского студента.

Кроме того, демографические изменения последних лет достигли такого масштаба, что ставят под сомнение возможность сохранения статус-кво израильского общества. В настоящее время 50% всех первоклассников составляют арабы и ультраортодоксальные евреи. Но демография — не единственная проблема. Куда более серьезной проблемой являются культурные противоречия, состоящие в том, что ультраортодоксальные евреи, составляющие более 20% населения, как правило, не заинтересованы во взаимодействии с институтами высшего образования. Правительство Израиля пытается нивелировать значение последних тенденций путем политических реформ. Однако до сих пор соображения о необходимости перераспределения ресурсов (от «богатых» в пользу «бедных») затрудняли практическую реализацию принимаемых решений.

В данной статье речь пойдет о доступе к высшему образованию в Израиле и о социальной стратификации. Случай Израиля представляется довольно интересным в свете социокультурного и этнического разнообразия, присущего этой стране, сложившегося соотношения сил между большинством и меньшинством, растущего неравенства и усугубляющейся бедности среди детей. Доступ к высшему образованию В целом доступ к высшему образованию в Израиле расширяется, о чем свидетельствует тот факт, что доля молодых людей, поступающих в вузы, растет: в 2004 году она составляла 6%, в 2012-м — 7,4%. На 2014 год в вузах страны обучалось 194 129 студентов бакалавриата.

Наблюдается также рост численности студентов на программах более высокого уровня, хотя он и скромнее: в 2004 году всего 1,8% молодых людей шло продолжать обучение в магистратуре или аспирантуре. В настоящее время в Израиле 52 698 магистрантов и 10 615 аспирантов. Рост численности абитуриентов более заметен среди арабского населения Израиля, нежели среди еврейского. Так, доля молодых арабов, поступающих в вузы, увеличилась на 53% (с 2,8% в 2004 году до 4,3% в 2012 году), а евреев — на сравнительно скромные 18% (с 7,1% в 2004 году до 8,4% в 2012 году). Социальная стратификация Несмотря на описанные выше положительные тенденции, в израильском обществе по-прежнему очевидна социальная стратификация. Различия между разными этническими группами постепенно сокращаются, но все еще хорошо заметны. В период с 2004 по 2012 год уменьшился разрыв между численностью студентов-евреев и студентов-арабов, обучающихся на программах бакалавриата (в 2004 году евреев было в 2,5 раза больше, чем арабов; в 2012 году — в 2 раза). Гендерное неравенство среди студентов в целом отсутствует. Более того, согласно ежегодному отчету Центрального статистического бюро Израиля за 2013 год, наблюдается обратная тенденция.

В 1992 году, к примеру, 56% магистрантов и 67% аспирантов составляли молодые люди (девушки — 44% и 33% соответственно), а всего два десятилетия спустя, в 2010 году, ситуация поменялась: девушки составляли 56% всех магистрантов и 50% аспирантов. Если говорить о программах бакалавриата, то в 1992 году девушки составляли 52% всех студентов, а в 2010 году — уже 57%. Впрочем, у девушек из арабских семей меньше шансов получить образование, нежели у юношей-арабов или у евреек. Социальная стратификация заметна уже на уровне младшей школы. Согласно результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) за 2006, 2009 и 2012 годы, в целом израильские школьники показывают средние результаты, хотя разрыв в успеваемости очень велик. Вообще разрыв в школьной успеваемости в Израиле больше, чем в какой-либо другой стране — участнице ОЭСР. Успешное окончание старшей школы (т.е. получение аттестата зрелости) — не единственное условие поступления в вуз. Существует множество проблем, которые усугубляют стратифицированность высшего образования в Израиле.

В тех школах, где обучение идет на иврите, доступ к высшему образованию имеют 70% всех выпускников, получивших аттестат зрелости. Для сравнения: в арабоязычных школах этот показатель находится на уровне ниже 50%. Стратификация в сфере высшего образования лишь отчасти может быть объяснена причинами социально-экономического характера. Среди еврейских семей, принадлежащих к низшим слоям населения, доступ к высшему образованию имеет лишь каждый третий; среди семей с высоким статусом — две трети. А среди арабов этот показатель составляет 30% вне зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе.

Политические последствия Данные лонгитюдных исследований, показывающие, что доступ к высшему образованию в Израиле расширяется, не могут не воодушевлять. Тем не менее представители этнических меньшинств и выходцы из низших слоев общества по-прежнему испытывают трудности. Это может отрицательно сказаться на и без того хрупком израильском общественном устройстве. В целом наблюдаемые тенденции носят положительный характер: доступ к высшему образованию расширяется, уровень стратификации снижается, однако пока изменения идут слишком медленно. В других странах ОЭСР развитие идет быстрее, высшее образование более доступно. Это ставит конкурентоспособность Израиля под вопрос, что плохо для страны, где высшее образование считается одним из главных активов.

Скорее всего, реформа высшего образования в Израиле не будет эффективна до тех пор, пока она не станет элементом всеобъемлющих преобразований, которые затрагивали бы всю систему образования в целом. Необходимо разработать более справедливую систему финансирования образовательных учреждений, более внимательно изучить основные факторы доступа к высшему образованию (помимо социально-экономического расслоения, конечно). Несмотря на то что правительство осознает потребность в проведении полномасштабной реформы, которая бы снизила социальную стратификацию в сфере высшего образования, оно также понимает, что в этом случае ему придется столкнуться с политическими последствиями перераспределения ресурсов. Опыт Израиля может оказаться полезен и для других мультикультурных обществ, которые борются с проблемой неравенства.

Ирис Бен-Давид, Яаков Ирам Ирис Бен-Давид и Яаков Ирам — преподаватели факультета наук об образовании Бар-Иланского университета, Рамат-Ган, Израиль.


Комментировать


9 + девять =

Яндекс.Метрика