Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни

Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни

Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни

Процесс формирования образа жизни неразрывно связан с последующим формированием жизненной позиции. Связь эта обусловлена тем, что при рождении образа мира (картины мира) человек подымается к субъектности, осознанию себя как автономного, эмансипированного мира, способного вырваться мысленно из действительности, щупальцами крепко держащей его в предметности мира, освобождается от этих связей и становится способным ощутить свою субъектность.

Рожденный, отделенный от конкретики, обобщенный образ мира содействует росту субъективности человека, представившего перед своим внутренним взором нечто противостоящее. Но, когда весь мир противостоит человеку, он невольно начинает ощущать свое отдельное «Я», отличное ото всех «Я», сущностное «Я» в отношении к сущности мира.
Можно сказать, что формирование образа мира и становление жизненной позиции — почти одновременно протекающие процессы: первое  обеспечивает   эмансипацию \25\ человека от мира, в который он вмонтирован накрепко как биологическое существо и как социальное лицо; второе открывает возможность увидеть связь эмансипированного «Я» и мира вне «Я».
В этой связи двух процессов первенство принадлежит процессу формирования образа жизни: он исток будущей жизненной позиции; он условие существования жизненной позиции; он определяет характеристику жизненной позиции, а значит, выступает фактором ее.

В 70-е — 80-е годы педагоги интенсивно разрабатывали идею формирования социально активной жизненной позиции. Исписаны были горы бумаги, потрачена уйма времени, брошено много научных сил на решение этой проблемы. Но в процессе этих напряженных поисков была видна безрезультативность и тщетность исследовательских усилий. Лишь сегодня мы могли бы объяснить причину обреченности данных усилий на провал. Только сегодня, когда вырисовывалась роль образа жизни в становлении личности, стало понятно научно-педагогическое фиаско. Чтобы формировать позицию, следует обеспечить наличность объекта, по отношению к которому субъект занимает позицию. «Жизненная позиция» нуждается в «жизни», представшей перед субъектом как отдельный, обобщенный, абстрагированный образ — представление жизни и становится исходным для формирования позиции по отношению к жизни — жизненной позиции.

Но как только сложился образ жизни, так уже сложилась позиция субъекта по отношению к этому представленному перед субъектом, ибо формирование представления подразумевает знание субъекта функций, роли, содержания, специфики и места объекта, а также знание той связи, которая существует между данным объектом и субъектом.
Позиция — это то положение, которое занимает человек перед выбором своего поведения. Положение обусловлено представлением об этом объекте. Отправляясь в гости к «очень хорошим людям», я уже избрал позицию тем, что определил этих людей как «очень хороших». Мое поведение уже избрано, мною: я расположен к доброму общению с ними, доверительности и открытости. Представив мир как рой хищников, я тоже занял невольно позицию, сделав выбор будущего хищнического поведения. Нарисовав сознанием картину идиллической жизни, я стану занимать позицию наивного и постоянно обижаемого несчастного человека, обманываемого в своих ожиданиях, \26\
Можно ли обозначить предпочтительную позицию, то есть, соответствующую современным достижениям культуры? Чтобы ответить на этот вопрос, приходится затронуть стержневую проблему жизни.

Стержнем всех жизненных проблем при основательное анализе оказывается Соотношение материального и духовного. Оглядываясь на историю человечества, проходящую сквозь войны, кровь, преступления, отчаяния, подвиги. а вместе с этим, сквозь напряженные поиски выхода m сложнейших ситуаций, в которые вгоняет себя человек, как только оказывается перед столкновением духовных и материальных ценностей и не может отдать явного предпочтения тому либо другому, мы не можем не видеть, что войны и революции, преступления и подвиги, крушение личностных судеб либо стремительный взлет счастливой звезды, раздоры и вражда — все истоком своим имеет столкновение материальных и духовные интересов. На жизнь миллионов людей, на коротком пребывании одной личности на земле, на характере семьи развитии любви, успешности дела, на красоте, на здоровье сказывается в итоге, как решится вопрос соотношения материального и духовного. И каждый миг нашей жизни — это выбор либо в пользу материального, либо в пользу духовного.
На первый взгляд, такое суждение кажется излишне смелым, значит и неосновательным. Остановимся же на самых разнообразных жизненных ситуациях, от случая до судьбы и, прежде чем отметать, рассмотрим их.

Ученый отвергает общепринятую научную концепцию высоких авторитетов, находя в ней ошибочные теоретические основания и некорректную методику экспериментальных доказательств. Его репутация среди научных кругов непрочная и, разумеется, слабое материальное положение. Однако время сдерживает ореол непогрешимости с ложной концепцией, и выявляется истинность позиции нашего ученого. Успех, признанный всеми, приносит ему материальные блага. И в том, и в другом случае наш герой находился в ситуации сплетения и противостояния  материального и духовного. Откажись он от идеи, стоящей на пути к благополучию, он бы избежал материальных затруднений, но зато не обрел бы ни славы, ни завидной материальной свободы в дальнейшем. Люди, правда, склонны объяснять изменения в судьбе его удачей либо случаем, либо везеньем. \27\
Везеньем считает другой герой знакомство с женщиной, которая стала для него верной женой. Он имел привычку пропускать впереди себя детей, стариков и женщин, входя в автобус. За это приходилось часто расплачиваться отсутствием места для сидения. Но если бы не эта милая привычка, не состоялась бы встреча глаз — миг, подаривший ему семейное счастье. Везет тому, кто везет.

Второе «везет» — утверждаем мы — касается духовных ценностей. Их «везти» нелегко, ибо они не даны природой и не проистекают из органических потребностей. «Везущий» духовное — станут нам возражать — не обретает богатство, как правило. Ответим: но оно его волнует так мало, в сравнении с апологетом роскоши, что, когда ему все-таки «везет» (в дружбе, любви, успехе творчества, добром расположении духа), любитель роскоши в недоумении и зависти. Более того, мы смеем утверждать, что, в конечном итоге, выигрывает тот, кто в момент противостояния, материального и духовного, избирает духовные ценности, предпочтя Добро, Истину и Красоту индивидуальному благоденствию. Подчеркнем: в конечном итоге до конца не идут многие, поэтому, не сумев проверить данного тезиса на собственной судьбе, не ведают и конечной выгоды.
Э. Фромм в этико-психологическом исследовании жизни выявляет две общие жизненные позиции: позиция «быть» и позиция «иметь».

«Иметь» — это выстраивать жизнь по принципу обладания ценностями. Человек, избравший такую позицию, мог бы сказать о себе «Я есть то, чем я владею» — весь ансамбль отношений к жизни подчиняется данному общему представлению о жизни как постоянном безудержном и тревожном приобретении того, что можно взять у жизни. А взять у современной цивилизации можно многое: удобства, уют, роскошь, звание, положение, власть, известность. Цивилизация предлагает безудержно растущий уровень благ, поэтому, чтобы «Я» нашло удовлетворение, человек должен беспрерывно приобретать открывающиеся перед ним блага.

Позиция «иметь» всегда завершается благополучно, то есть, человек, в итоге, получает то, чем хотел владеть. Другое дело, что он не подозревал о гнетущем чувстве неудовлетворения и частых поисках острых ощущений, которые его \28\ ожидают очень скоро. И тогда он, сохраняя свою позицию, ищет, чем бы еще владеть, чтобы повысить свое отношение к самому себе. Мало красавицы-жены — заводит любовницу. Приелся отдых на море — планирует плавание по океану. Надоела русская кухня — заменяет семейные обеды ресторанными.
Обладание и перманентное присвоение требуют колоссальных усилий, поэтому обойдены вниманием дети, рвутся дружеские связи, некогда сказать доброе слово соседу, за пределами внимания остаются закаты и восходы солнца; тонкий запах жасмина вытеснен резким дезодорантом; книги кажутся пресными в сравнении с кровавыми видеофильмами… Круг замыкается — человек во власти материальных ценностей, они им владеют. Его речь все более отчетливо свидетельствует об окончательно занятой жизненной позиции: он не говорит «Мы с женой любим друг друга», он сообщает, что у него хорошая жена; он не выражает довольство по поводу калорийного и разнообразного питания семьи, он хвастает битком набитым холодильником; он выбирает не путь научного исследования, а карьеру научного работника; он озабочен не знаниями учеников своих, а их отметками как свидетельство благополучной карьеры.

Позицию «быть» займет тот, кто в- противостоянии материального и духовного избирает духовные ценности. «Быть» — это считать содержанием жизни все то, что происходит в душе и с душой. «Я есть то, что со мной происходит», — вот как мог бы выразить свою жизненную позицию человек, избравший позицию «быть». Материальные ценности не отвергаются и не выбрасываются из жизни — им отводится соответствующее место жизненных средств, обеспечивающих существование и облегчающих жизнедеятельность. Они — средство жизни, а содержание жизни — все то, что переживает, продумывает, перечувствует, познает, созидает, оценивает человек. Именно он, избравший позицию «быть», говорит: «Я люблю Шекспира» вместо того, чтобы сказать: «У меня в шкафу стоит полное собрание сочинений Шекспира». Позицию «быть» легко распознать по духовному предпочтению, по тонкому чувствованию другого человека, по способности к сопереживанию, по интересу к разворачивающейся жизни. И по тому, сколь мало внимания уделяется средствам жизни — впрочем, ровно столько, сколько того заслуживают средства.

При своем положении этот человек не становится богатым, точнее: люди такого же, как он, положения, по позиции «иметь» всегда богаче того, кто в этом социальном положении избирает «быть».
Высокого класса парикмахеры делятся на богатых и небогатых. Известные писатели тоже бывают богатыми и небогатыми. Государственные чиновники   (исключаем случая казнокрадства) самых высоких рангов тоже дифференцированы по материальному обставлению. Дело тут не в хваткости и изворотливости как качествах личности, а в жизненной позиции: именно она ориентирует личность на выбор. Но мы лишь констатируем выбор, принесший карьеру, и объясняем такого рода успехи изворотливостью, напористостью, ловкостью.
Э. Фромм говорит, что большинство из нас занимает позицию «быть».
Материальные блага столь притягательны, что происходит часто смена позиции. Обычно это совершается в юности, а точнее, в период перехода из юности в зрелость. Тогда говорят о том, что человек, якобы, расстался с идеалами юности. Злой обыватель-мещанин утверждает, что произошло рассеивание розового романтизма. Романтиком и безумцем он называет любого, кто предпочитает «быть». Но мы приглашаем читателя вглядеться в судьбу тою, кто избрал неромантическое, реальное, осязаемое «иметь»: они в вечной суете, зависти, погоне, обеспокоенные тем, как бы кто рядом не заимел то, чего у него нет.

Нет в мире совершенства, и та и другая позиции несут человеку что-то позитивное и что-то негативное. Когда он производит выбор, надо знать о последствиях.
Ошибкой педагогов 70-80-х годов была уверенность в том, что позицию можно воспитать. Позицию выбирает сам субъект. Педагог лишь раскрывает перед воспитанниками суть, содержание, достоинства и недостатки разных жизненных позиций, развертывая перед воспитанниками богатейшую палитру жизни во всем ее многоцветье и переливах.
Еще раз подчеркнем: позиция — продукт складывающегося образа жизни, результат самостоятельного выбора личности, которую педагог научает воспринимать, сопереживать, оценивать жизнь, размышлять о смысле ее и судьбе своей.
Огрубляя, скажем так: жизненная позиция как объект воспитательного воздействия не интересует педагога. Его основным объектом всегда является отношение. В данном случае — отношение к жизни. И заботить должна характеристика этого отношения: как представляет себе подросток или юноша жизнь, достойную Человека. Тем не менее, внимание. к жизненной позиции не исключается вовсе. Она интересует педагога, как результат работы с детьми, как профессиональное достижение, как объект диагностики.
Методы такого рода педагогической диагностики самые разнообразные:
— альтернативный тезис («Жизнь — это наслаждение» и «Жизнь — это труд души») ;
— недописанный тезис («Я хочу, чтобы моя жизнь всегда…» или «Моя жизнь целиком зависит от…»);
— недописанный рассказ («Однажды мне показали на человека и сказали: «Вот достойная жизнь». И я понял, что этот человек…»);
— фантастический выбор («Я носитель сверхъестественной силы, я могу в корне изменить эту жизнь. И я…»);
— рисунок-тест («Я рисую жизнь, которую считаю достойной для себя»);
— и другие.

Диагностики предоставляют возможность прослеживать формирование жизненной позиции от года к году, тем самым контролировать эффективность педагогической работы по формированию у детей образа жизни. Но и самые тонкие диагностики не способны фиксировать то, что дает педагогическое наблюдение за детьми: их речь, эмоциональные реакции, пластику, жесты, позы, одежду, мимику, действия, поведение — все свидетельствует о производимом ежеминутно выборе. Вглядимся и вслушаемся:
— Уходи! Это мое место… Я не хочу за другим столом сидеть… — позиция «иметь» налицо.
— Какой же это мужчина, если он не пьет?! -
— образ Человека отражен вербальным способом.
— Чтобы стать красивой, мне надо меньше учиться и больше следить за собой! — а это явная недооценка духовного элемента в понятии «красота».
— У нас сегодня экскурсионный день. Мы все-таки пришли на урок философии жизни. Но боимся опоздать в музей. Не можете ли вы закончить урок чуть раньше…? — \31\ свидетельство пробужденного интереса к духовной деятельности.
— Ах! Скорей бы стать взрослой, чтобы ни от кого lie зависеть! — это извращенное представление о свободе.

  1. Нам здесь, на последних рядах, удобнее! … Пусть, первые столы будут незанятыми! … — а это прямая характеристика центрации на собственном «Я» и неумении включать в контекст собственной жизни «Другого».

ЩУРКОВА Н. Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника (Методическое пособие для педагогов школы).


Комментировать


один + = 9

Яндекс.Метрика