Зачем России память о Первой мировой войне? | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Зачем России память о Первой мировой войне?

Зачем России память о Первой мировой войне?

Зачем России память о Первой мировой войне?

Новый «национальный роман», который пишется сегодня в России с помощью заявлений руководства, кампаний в СМИ, образовательных и коммеморативных политик, призван прежде всего обеспечить такой исторический нарратив, который будет способен, по словам президента, «связать воедино исторические эпохи» и отразить тот факт, что у России «единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».

Как же включить в него Первую мировую войну – важнейшее и при этом весьма проблематичное событие, расположенное на разломе, на стыке имперского и советского периода и подчеркивающее противоречия между этими двумя историческими, мемориальными, идеологическими блоками, которые призван объединить новый российский исторический нарратив? Такая интеграция требует основательного пересмотра и подгонки интерпретативных и коммеморативных схем, причем порой попытки решить эту задачу напоминают поиски квадратуры круга. В условиях столь распространенной сегодня реабилитации дореволюционного периода, династии Романовых вообще и последнего императора Николая II в частности невозможно сохранить принятую в советские годы схему, согласно которой Первая мировая война в России одновременно продемонстрировала несостоятельность царизма и в то же время явилась своего рода необходимым злом, так как неудачи на фронте и порожденные войной трудности ускорили революцию.

Этот подход позволял оправдать досрочный выход России из войны, купленный ценой огромных территориальных потерь, необходимостью спасти молодую советскую республику. Радикально противоположная точка зрения, видящая в большевистском режиме воплощение зла, в определенном смысле облегчает интерпретацию Первой мировой войны, позволяя, например, объяснить неудачи царского правительства предательством со стороны части элит или кознями заговорщиков, финансируемых из-за рубежа, но такое видение трудно примирить с положительной, в целом, оценкой советского опыта, которая широко представлена в официальном дискурсе и, видимо, разделяется большинством населения.

В июне 2012 г. российский президент предложил собственный вариант выхода из этого мемориального тупика. Отвечая на вопросы сенатора А. Лисицына, активно занимающегося программами по увекочиванию памяти о 1914 г., он кратко сформулировал свое видение Первой мировой. Решительно отвергнув традиционное для советской исторического дискурса определение этой войны как «империалистической» и подчеркнув, что Россия, как и другие страны, защищала в ней свои геополитические интересы, В. Путин заявил, что этот конфликт ничем по сути не отличается от Великой Отечественной войны. По его словам, традиционное «замалчивание» этой войны объясняется тем, что большевики хотели заставить забыть о совершенном ими в Брест-Литовске «национальном предательстве». Однако, поспешил добавить президент, советские руководители «искупили свою вину перед страной в ходе Второй мировой войны».

Эмилия Кустова


Комментировать


4 + = шесть

Яндекс.Метрика