Значимость приобщения школьников к здоровому образу жизни | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Значимость приобщения школьников к здоровому образу жизни

Тарусские дети и искусство

В условиях современного мира проблема формирования здорового образа жизни школьников стоит достаточно остро. Данная проблема имеет чрезвычайную актуальность, так как общество диктует высокие требования к состоянию здоровья людей и их физическому развитию. Общество нуждается в здоровом поколении, но в рамках образовательного процесса существует масса факторов, которые негативно сказываются на здоровье детей. С каждым годом нагрузка на организм увеличивается.

Также не стоит забывать об отрицательном воздействии экологии и социально-психологической среды. Дети находятся в группе риска, так как у них нет чётко сформированного бережного отношения к здоровью. Также, зачастую, отсутствует модель образа жизни.

Именно в школьном возрасте дети приобретают пагубные привычки, попадая под влияние сверстников или «уличной идеологии». По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), две трети детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Среди школьников полностью здоровыми можно считать лишь 21,4%. У 21% выявлены хронические болезни. Уже в начальной школе 35% учащихся приобретают специфические «школьные» болезни: близорукость, нарушения осанки, болезни пищеварительной системы. За время обучения в школе доля больных детей удваивается. Опираясь на данные статистики, мы пришли к выводу, что забота о здоровье школьников должна стать одной из главнейших задач педагога.

Многие учёные занимаются изучением проблемы формирования здорового образа жизни. Вопросы, касающиеся воспитания культуры здорового образа жизни детей рассматриваются в работах И.И. Брехмана, Ю.Ф. Змановского, Ю.Г. Фроловой, Т.М. Максимовой и др. Однако, не смотря на то, что данную проблему можно считать хорошо изученной в теории, на практике она остаётся довольно таки актуальной и обуславливается тем противоречием, что существует потребность в формировании здорового образа жизни, но отсутствует целостная технология по его формированию. Анализ педагогической литературы показал, что понятия «здоровье», также как и понятия «здоровый образ жизни», не имеет единого определения.

Однако самым распространенным, и в то же время лаконичным, но ёмким, остаётся определение, которое было дано Всемирной Организацией Здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Наблюдается всё большее ухудшение экологической ситуации, как в нашей стране, так и в целом мире. Как следствие – это негативно сказывается на неокрепшем организме школьника. Также негативное влияние на здоровье детей оказывает не лучшим образом сложившаяся в современном мире социально-бытовая, гигиеническая и психологическая обстановка.

Из этого следует, что очень важно, чтобы действия педагога по формированию здорового образа жизни детей, не имеющих врождённых или приобретённых заболеваний, были направлены на сохранение и укрепление здоровья, так как состояние здоровья определяет возможность или невозможность ведения здорового образа жизни. В свою очередь исследовательский опыт подтвердил, что нужно способствовать формированию у учащихся положительной мотивации в отношении своего здоровья, поскольку среди старшеклассников в 99 % случаев она отсутствует. Проведенное нами анкетирование, в котором приняли участие ученики старших классов (30 человек), также показало, что 48% опрошенных не видят смысла в уроках физической культуры, зарядке по утрам, закаливании, 72% — болеют каждый месяц. Как выяснилось, каждый пятый старшеклассник курит и, к сожалению, 80% старшеклассников уже имеют опыт употребления спиртных напитков.

В разрешении этой трудной ситуации все субъекты образовательного процесса должны иметь активную позицию. В процессе приобщения старшеклассников к здоровому образу жизни нужно учитывать их психофизиологические и половозрастные особенности, режим труда и отдыха, вести активный образ жизни и т.д. Однако с позиции нашего исследования, мы решили остановиться на здоровьесберегающих технологиях, как на наиболее целесообразное решение задачи приобщения школьников к здоровому образу жизни.

В ходе теоретического изучения, мы предположили, что приобщение школьников к здоровому образу жизни будет наиболее эффективным если: • содержание понятия «здоровый образ жизни» чётко сформулировано; • работа по формированию здорового образа жизни будет носить системный характер; • в работу по формированию здорового образа жизни будут включены все субъекты образовательного процесса; • в общеобразовательном учреждении будут созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Для подтверждения данной гипотезы мы решили изучить условия средней общеобразовательной школы города Осинники, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья, а также формированию культуры здорового образа жизни у школьников.

Результаты исследования показали, что школьники не имеют чётких представлений о том, что же всё таки есть «здоровый образ жизни». Также, анализ условий, организуемых силами администрации и педагогического состава школы, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников показал, что педагоги данного общеобразовательного учреждения полностью готовы к реализации деятельности по направлению здоровьсберегающей педагогики.

Их действия направлены на сохранение и укрепление здоровья школьников, а также на формирование у них мотивации к ведению подвижного, активного, а самое главное здорового образа жизни. Осуществляется максимально возможное поддержание высокого уровня санитарно-гигиенического состояния школы, что не в последнюю очередь способствует сохранению и укреплению здоровья. Также в школе оборудован и функционирует медицинский кабинет, кабинет психолога, кабинет социального педагога, большой спортивный зал.

Всё вышеперечисленные мероприятия педагогического коллектива и прочего персонала школы, в совокупности позволяют сохранить здоровье школьников, а также укрепить его. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования – подтвердилась. Действительно, приобщение школьников к здоровому образу жизни будет максимально эффективным, если работа по его формированию будет осуществляться в системе, в неё будут включены все субъекты образовательного процесса, а в общеобразовательном учреждении будут созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

Также важна активная позиция всех участников образовательного процесса. Однако, исследование не является исчерпывающим и данная проблема требует дальнейшего изучения.

Литература:

1. http://www.who.int/ru/ — официальный сайт ВОЗ;

2. Айдаркин Е.К., Иваницкая Л.Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии : Ростов-на-Дону: ЮФУу, 2008. — 176 с.

3. Орехова Т.Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе: М. : ФЛИНТА, 2011. -355 с.

Кодочигова А.А.


Комментировать


пять − 1 =

Яндекс.Метрика