Иван Кулибин — гениальный механик-самоучка | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Иван Кулибин — гениальный механик-самоучка

Иван Кулибин - гениальный механик-самоучка

Иван Кулибин — гениальный механик-самоучка

В XVIII веке многим российским ученым было сложно реализовать свой потенциал на сто процентов. И дело тут не в самих ученых, а в политике, которую проводила Россия. Правителей больше всего интересовало, как бы усидеть на троне, расширить границы государства и улучшить жизнь дворянского сословия. А поддержка отечественной науки если и не находилась на последнем месте, то была делом десятым. Пожалуй, из всех ученых XVIII века большинству наших современников известно только имя М.В.Ломоносова. Но, к сожалению, российская история совсем забыла о других гениях того времени. Среди незаслуженно забытых находится и фамилия выдающегося механика – И.П. Кулибина.

В Нижнем Новгороде на Успенском съезде стоял домик. В нем жил мужчина, тридцатилетний, бородатый, выглядевший человеком из крестьянских низов. Это был «часовых дел мастер» – Иван Петрович Кулибин. Знал его весь город. Прославился он тем, что смог починить часы губернатора, после чего к нему хлынуло множество заказов со всех концов Нижнего. В 1764 году Кулибин узнал, что императрица Екатерина II собирается посетить волжские города. Ивану Петровичу очень хотелось в Петербург, где он мог бы с большей пользой трудиться на благо Отечества. Заручившись финансовой поддержкой купца Костромина, Кулибин решил смастерить часы в подарок императрице, которая очень любила разные диковинки. Это были самые настоящие чудо-часы: величиной с утиное яйцо, в золотой оправе. Особенностью их было то, что в течение дня часы исполняли три разных мелодии, – в этом и заключалось уникальное изобретение нижегородского мастера.

Кулибин писал: «Вышеописанное художество продолжалось с октября 1764 г. по март 1769 г. …». Таким образом, Ивану Петровичу потребовалось 4 года и 5 месяцев, чтобы создать этот поистине императорский подарок. Однако часы императрица увидела гораздо раньше. 20 мая 1767 года Екатерина II прибыла в Нижний Новгород. В конце дня ей представили местного умельца – Кулибина, и тот продемонстрировал часы, которые очень понравились правительнице. Понравились настолько, что она сказала Ивану Петровичу: «В скором времени я вызову Вас в Петербург».

Механик при Академии наук

В 1769 году Кулибин прибыл в Петербург и положил к ногам императрицы не только те самые чудо-часы, но также микроскоп, телескоп и даже электрическую машину. Екатерина II приняла изобретателя на службу в качестве механика при Академии наук. «Нижегородский гений» И.П. Кулибин появился в Академии в тот момент, когда она уже обрела мировую славу. Основоположником научного центра страны был великий русский ученый М.В. Ломоносов. Но к тому времени Михаил Васильевич умер, и вершил научные дела противник Ломоносова – Тауберг. В Петербурге про него ходило много слухов. «Он интриган», – говорили одни. Другие считали, что он случайный человек в ученом мире. По сути, Академия только внешне выглядела благополучной, внутри ее «лихорадило». Кулибину было очень сложно закрепиться внутри структуры, которой во многом

управляли иностранцы. Поэтому в глазах правящих кругов Академии «нижегородский самородок» так и не смог встать с ними на одну ступень. Для многих Кулибин остался простым провинциалом, родом из низших кругов. Но изобретатель все равно продолжал творить и удивлять российское общество.

Удивительные изобретения нижегородца

В конце XVIII века Россия была страной, чрезвычайно отсталой в транспортном отношении. Однако техническими проблемами Академия наук интересовалась мало. Например, мостостроение было почти неизвестно. А Петербург очень нуждался в надежном, хорошем мосте через Неву. Кулибин обратил внимание на отсутствие стационарного моста через реку еще по приезде в столицу. Был тогда плашкоутный мост, который доставлял множество проблем: затруднял проход судов, и, как отмечал сам Кулибин, народ по нему проходил «с великим страхом». По замыслу Ивана Петровича, необходимо было перекрыть Неву одним пролетом арочного моста, который опирался бы концами на берега реки. Такие мосты были не в новинку мировой практике, но о пролете в 300 метров никто даже думать не решался. Так, мост, построенный механиком Грубенманом, у Веттингена через Лиммат в Швейцарии – самый большой деревянный мост в мире – был 119 метров. Кулибин же задумал пролет почти втрое больше. В 1776 году Кулибин построил модель в масштабе одна десятая от натуральной величины. Деньги дал князь Г.А. Потёмкин.

История даже сохранила сумму, выделенную на строительство, – 3524 рублей 96 копеек. Комиссия очень высоко оценила проект. В газетах писали: «Удивительная сия модель делает теперь зрелище всего города по великому множеству любопытных, попеременно оную осматривающих. Искусный ее изобретатель, отменный своим остроумием, не менее и в том достохвален, что все его умозрения обращены к пользе». Казалось, что после таких слов на реализацию проекта должны были «дать добро», но – увы! Екатерина Великая наградила гения медалью с Андреевской лентой, но проект Кулибина так и остался проектом. Еще об одном изобретении нижегородца упомянул Г.Р. Державин в своей басне «Фонари»: «Случилось паре быть фонарям в амбаре: Кулибинскому и простому…». Сам же изобретатель повествует: «Фонарь, поставленный мною на столбе, может осветить вокруг себя горизонт беспрерывным светом способами для морских маяков. Кроме того, он будет полезен для художников и мастеровых для делания чертежей и чтения книг, для освещения пути при каретах, дворах, подъездов и улиц». Это был прототип современного прожектора. Но вновь решающую роль сыграла российская действительность: фонари приобретали люди привилегированных сословий и только в качестве домашнего декора.

Труд на благо отечества

Еще много гениальных вещей изобрел Кулибин, но один за другим предложенные проекты разбивались о политику государства и бюрократический аппарат. Дворянство хотело развлечений, а Кулибин трудился на благо российского народа. Он хотел удовлетворить самые насущные потребности жителей, их повседневные практические нужды. Но удовлетворение людских потребностей, как и развитие отечественной науки, было для государства делом десятым. По приказу Александра I Кулибин был отправлен в отставку. Иван Петрович вернулся в родной Нижний, где в конце жизни разорился и умер в глубокой бедности. На сегодняшний день именем Ивана Петровича Кулибина в Нижнем Новгороде названо «Нижегородское речное училище» (основано в 1872 г.; ныне структурное подразделение ВГАВТ), улица, парк, в котором поставлен памятник изобретателю. Нижний Новгород чтит память о великом нижегородце, но для остальной российской действительности он так и остается забытым механиком-гением.

Изобретения И.П. Кулибина:

Винтовой пассажирский лифт в Зимнем дворце для Екатерины Великой.

Электрическая машина, с помощью которой можно было получать огромные искры. «Самокатка» — не велосипед, а, скорее, экипаж для индивидуального пользования, в котором движущей силой является сила человека.

Оптический телеграф — такой телеграф мог использоваться и днем и ночью на промежуточных станциях, находящихся на больших расстояниях Протез Кулибина — изобретатель изготовил его для брата одного из фаворитов в 1794 г.

Но история протезного дела приписана английскому хирургу Сайсну, изготовившему такой же в 1848 году.

Е. Крэмер


Комментировать


− два = 3

Яндекс.Метрика