Инвестиции в госбюджете | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Инвестиции в госбюджете

Заметки по истории денежного обращения

В развитой постиндустриальной экономике ежегодные государственные инвестиции имеют не очень большой объем. Самые крупные материальные инвестиции делаются в инфраструктуру: автомобильные дороги, мосты, железные дороги, аэродромы, телекоммуникации, водоснабжение и канализацию, энергетику и здания.

Помимо этого, административному аппарату необходимо закупать мебель, оборудование, компьютеры и т.п. Случается, что государство делает инвестиции и нематериального, или финансового характера, такие как выдача кредитов и приобретение акций. В последние годы поле для государственных инвестиций значительно сократилось. Причина в следующем: то, что раньше являлось естественной монополией, например, телекоммуникации, теперь во многих случаях может финансироваться частными компаниями. Кроме того, изменился взгляд на роли государства и частного сектора.

В некоторых случаях образуются особые государственно-частные партнерства (ГЧП), что отражается на формировании госбюджета. Управление инвестициями в разных странах ОЭСР имеет серьезные отличия, но можно привести некоторые основные черты.

1. Инвестиции и текущие расходы в отдельном секторе планируются тем отраслевым министерством, которое за него отвечает. Это облегчает соблюдение разумного баланса между инвестициями и текущими расходами. Кроме того, обеспечивается включение в бюджет растущих эксплуатационных расходов, возникающих, когда объект инвестиций вступает в строй. Для оценки и ранжирования инвестиционных проектов часто используются формализованные методы, такие как, например, анализ затрат и результатов.

2. Как правило, в министерстве финансов текущими расходами и инвестициями в определенной политической области занимается один и тот же сотрудник или отдел, который в процессе формирования бюджета ведет переговоры о выделении ресурсов соответствующему отраслевому министерству. Знания в данной области и целостное представление о сфере бюджетной политики ценятся выше, чем умение оценивать инвестиции как таковые.

3. Бюджетная классификация и закон о бюджете не разделяют текущие и инвестиционные расходы одной функциональной группы или министерства. Особый инвестиционный бюджет практически нигде не формируется.

4. Происходящий в настоящее время процесс совершенствования форм государственного управления часто вводит делегирование полномочий по принятию решений об инвестициях подразделениям, непосредственно осуществляющим деятельность в данной сфере. Однако существуют и другие точки зрения на государственные инвестиции. Это связано с тем, что в государственном бюджете вместо кассового принципа начинает применяться принцип начислений, и с тем, что между разрешенным дефицитом всего бюджета и объемом инвестиций в отдельных секторах существует однозначная связь. Между тем, никто не отрицает первоочередную ответственность отраслевых министерств за все бюджетные решения в своих областях или одновременно необходимость строгого надзора со стороны министерства финансов за объемом и финансированием инвестиций.

В некоторых секторах крупные капиталовложения осуществляются более или менее постоянно. Для этого необходимо иметь долгосрочные планы, которые показывают имеющиеся финансовые возможности, объем осваиваемых капиталовложений согласно утвержденным инвестициям, возможности осуществления новых проектов и перечень объектов для инвестиций в порядке приоритетов.

Министерство финансов определяет финансовые возможности, а отраслевое министерство планирует, расставляет приоритеты и осуществляет инвестиции. Очень важно также разработать и применять систематические методы оценки общественно-экономической эффективности крупных инвестиционных проектов. Такая оценка должна послужить основой для отбора проектов и определения их приоритета, но она порою может потребовать взаимодействия между различными государственными органами, общественными объединениями, а также и новых научных подходов.

Управление общественными финансами: международный опыт реализации принципов лучшей практики [сборник методических материалов] — М.: , 2017 г. — 600 с.


Комментировать


2 − один =

Яндекс.Метрика