Иностранное влияние, патриотизм и создание современных китайских университетов | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Иностранное влияние, патриотизм и создание современных китайских университетов

Иностранное влияние,  патриотизм и создание  современных китайских  университетов

Иностранное влияние,
патриотизм и создание
современных китайских
университетов

На протяжении всей истории развитие системы высшего образования в одних странах происходило под влиянием опыта других. В современном глобализующемся мире также постоянно происходит взаимное влияние образовательных политик разных стран друг на друга. В данной статье мы анализируем, как сложившиеся модели высшего образования других стран влияли на изменения в китайской системе образования в период с 1917 по 1927 год, а также рассматриваем роль патриотизма в реализации образовательной реформы. Хотя история высшего образования в Китае насчитывает не одно столетие, первые университеты появились в стране только на рубеже XIX-XX веков — Университет города Бэйян (Гуандун, 1895), Университет города Наньян, Столичные учительские палаты (впоследствии — Пекинский университет, 1896) и Университет города Шаньси (1902). Вплоть до 1911 года эти университеты следовали древней конфуцианской традиции обучения. Однако наиболее серьезные изменения в сфере высшего образования в Китае пришлись на период после Синьхайской революции 1911 года, в результате которой движение самоусиления под руководством Сунь Ятсена свергло династию Цин, правившую почти две тысячи лет.

Лидеры постреволюционного Китая стремились модернизировать систему высшего образования в стране. Немецкая модель Цай Юаньпэй, ставший 1912 году первым министром образования новой Китайской Республики, обратил внимание на западные модели высшего образования. Одним из первых его действий стала разработка документа, получившего название «Регулирование университетов» («Дасюэ лин»), в котором была описана модель современного китайского университета. Самый важный постулат этого документа заключается в том, что исследования и образовательные программы для исследователей являются центральной частью университетской миссии.

В полной мере реализовать идею университета с исследовательской миссией Цай Юаньпэю удалось только в конце 1916 года, когда он получил пост ректора Пекинского университета. К этому моменту университет уже был довольно крупным, однако большинство студентов, движимых соображениями карьеры, хотели изучать прикладные вопросы, такие как право и предпринимательство. Преподаватели тоже придавали науке не слишком большое значение. В своей инаугурационной речи Цай Юаньпэй сказал, что хочет изменить представления членов университетского сообщества, и призвал студентов усерднее работать, а также стремиться заниматься наукой, а не карьерой.

Он провозгласил университет местом передовых научных изысканий. Откуда взялся его интерес к научно-исследовательской работе? Все началось с Германии, где Цай Юаньпэй учился в 1907-1911 годах. В это время он познакомился с немецкой системой высшего образования и проникся идеалами академической свободы, исследовательской деятельности и науки ради науки. В 1917 году на факультетах гуманитарных, социальных и естественных наук Пекинского университета начали проходить семинары, схожие с теми, что проводились в университетах Германии. Цай Юаньпэй рассматривал их как «место для совместной исследовательской работы профессоров, аспирантов и студентов последних лет обучения».

В 1918 году в семинарах принимало участие уже 148 слушателей (80 аспирантов и 68 студентов старших курсов бакалавриата). Следующей задачей стало развитие исследовательской работы преподавателей. Для того чтобы мотивировать их заниматься научной работой, в 1919 году Цай Юаньпэй основал «Журнал Пекинского университета», который стал площадкой для обмена результатами исследований. После появления в 1922 году журнала «Китайский ежеквартальный вестник социальных наук» преподаватели Пекинского университета стали публиковаться более активно.

Через несколько лет Пекинский университет стал чем-то вроде китайского Университета им. Джона Хопкинса — институтом, в котором проходят научные семинары, печатаются профессиональные издания, действуют принципы самоуправления. Американская модель В 1920-х годах, когда все больше китайцев стали возвращаться на родину после обучения в университетах США, американская модель также стала более влиятельной. В 1918 году Яньсю и Чжан Болин, вернувшись в Китай после изучения американской системы высшего образования, основали Нанькайский университет — частный вуз, построенный по американской модели. В декабре 1919-го — апреле 1920 года группа директоров педагогических училищ и региональных чиновников сферы образования под руководством Чэнь Баоцюань и Юань Ситао в течение пяти месяцев посещала американские университеты и подготовила доклад об американской системе высшего образования, который также содержал предложения по реформе образования в Китае.

Это был период, когда многие китайские студенты и ученые ездили учиться в США, впитывая американские образовательные традиции и привозя на родину новые идеи возможных изменений. Некоторые из них, например Го Бинвэнь, Цзян Мэнлин, Ху Ши, Чжао Юаньжэнь и Чжу Кэчжэнь (впоследствии ректор Чжэцзянского университета), вошли в 1920-е годы в число реформаторов китайской системы высшего образования. В результате международных поездок и обмена знаниями к концу 1920-х годов китайская система образования вобрала в себя ряд американских черт: появились частные вузы, университеты впервые были поделены на факультеты, студенты бакалавриата получили

возможность самостоятельно выбирать курсы, была введена система кредитов, в системе управления вузами появились попечительские советы. Подобно Цай Юаньпэю, последующие реформаторы китайского образования также опирались на свой опыт, полученный во время пребывания за рубежом. Например, Го Бинвэнь, ставший в 1921 году ректором Юго-Восточного университета, и Цзян Мэнлин, занявший в 1923 году пост исполнительного директора Пекинского университета, получали степень PhD в Колумбийском университете в 1914 и 1918 году соответственно. Но влияние американской модели распространялось не только на эти два университета. В 1929 году в Университете имени Сунь Ятсена был создан попечительский совет, который действовал в точном соответствии с принципами, принятыми в американских университетах. Патриотизм как движущая сила реформ Современная система высшего образования, ориентированная на научную работу и идеалы академической свободы, сформировалась в Китае менее чем за 10 лет, прошедших от начала реформирования Цай Юаньпэем Пекинского университета в 1917 году до основания Университета имени Сунь Ятсена в 1924 году. Почему же китайские лидеры так стремились создать в стране современную университетскую систему?

Одна из причин заключается в том, что все эти люди — Цай Юаньпэй, Цзян Мэнлин, Го Бинвэнь — были патриотами, жизненное кредо которых «спасти нацию через образование и науку». К примеру, несмотря на то, что все они учились на Западе, они поддерживали политику «передела власти» в христианских университетах Китая, которая заключалась в том, что иностранцы больше не могли быть ректорами китайских вузов. Китайские интеллектуалы того поколения стремились построить свободную, демократическую, процветающую страну, хотя в 1910-1920-е годы новая республика была еще довольно хрупкой, раздираемой политическими противоречиями. Тем не менее реформаторы той эпохи были убеждены, что если Университет Берлина и другие немецкие вузы смогли превратить Германию в могущественную империю, то и китайские университеты смогут привести страну к свободе и процветанию.

Национальная традиция Тем не менее было бы неправильно говорить о том, что современная система высшего образования в Китае полностью скопирована с западной. Построить полноценный исследовательский университет — чрезвычайно затратная и трудная задача даже в спокойные времена, не говоря уже о периоде политической нестабильности. Китайским реформаторам не удалось полностью повторить западную систему. Так, хотя Цай Юаньпэй и его соратники понимали, что подготовка аспирантов — это одна из ключевых задач современного университета, у них просто не было достаточно ресурсов для открытия полноценной аспирантуры.

Вместо этого они опирались на систему научных семинаров и институтов. У них также зачастую не было денег на дорогостоящее лабораторное оборудование, поэтому приоритет отдавался гуманитарным и теоретическим исследованиями, а не прикладным или естественнонаучным. Лидеры образовательных реформ стремились объединить лучшие зарубежные и традиционные идеи. Например, основанный в 1925 году Центр китайских исследований Университета Цинхуа был призван «совмещать достижения современных вузов и древней Конфуцианской академии». Давняя традиция открытого обсуждения и близкого взаимодействия учителя и учеников процветала наравне с новыми западными тенденциями.

Реформы 1917-1927 годов стали лишь началом, однако именно они оказались залогом дальнейшего процветания китайских исследовательских университетов. Это был первый эпизод из череды заимствований зарубежных идей китайскими реформаторами в XX веке. Взгляд в будущее Современные китайские реформаторы высшего образования также присматриваются к тому, что происходит в других странах, однако никому из них не удалось полностью отбросить древние традиции или закрыть глаза на перипетии политического характера. Главной задачей начала XXI века является создание китайской модели высшего образования и получение конкурентных преимуществ.

Шэнь Вэньцинь — профессор Института образования Пекинского университета, Китай.


Комментировать


3 × = двадцать четыре

Яндекс.Метрика