Интервью: исторический и теоретический аспекты | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Интервью: исторический и теоретический аспекты

Термин «интервью» дословно переводится как беседа. Исторически интервью возникло в форме диалога. Обратимся к этимологии слова. Диалог в переводе с французского означает процесс общения между двумя собеседниками. Следовательно, диалог проявляется в общении и можно говорить, что интервью – это не только беседа, но и диалог. Таким образом, интервью возникает как следствие человеческого общения [9, с. 1109].

Отличительными чертами интервью являются актуальность для современной общественной, культурной, политической и экономической сфер; целеустремленность и деловитость [3, с. 21]. Форма диалога берет свое начало с античности. Именно на основе диалога были построены философские трактаты Сократа и Платона. Платон в своих философских диалогах раскрывал свое мировосприятие. Тем не менее, нельзя говорить о возникновении интервью, как о времени возникновения речи.

Поэтому за основу появления диалога, а, соответственно, и интервью, следует считать время появления диалогического построения культурных текстов [14, с. 52]. Как диалогически построенный текст интервью существовал до XIX века. Начало этого столетия было ознаменовано появлением в печатных средствах массовой информации публикаций в форме «вопрос-ответ». Поэтому можно говорить о зарождении интервью как журналистского жанра именно в эту эпоху. В России окончательное формирование интервью как жара приходится на середину XX века – советский период. В то время типичным было увидеть журналиста с блокнотом, задающего вопросы на определение показателей выполнения плана работы. Тем не менее, нельзя говорить о жанре интервью как о распространенном в советской печати. Интервью указанного периода по своему содержанию мало привлекало аудиторию из-за сухости изложения и штамповых слов. Поэтому этот жанр был непопулярен на страницах советской публицистики.

Период «оттепели» в отечественной журналистике можно считать рассветом жанра интервью. Этот период ознаменован снижением давления на средства массовой информации со стороны правительства страны. Еще большую популярность жанр интервью приобретает в перестроечное время. В наши дни интервью становится во главе всех жанров журналистике во всех средствах массовой информации. Понятие «интервью» в современной науке трактуется весьма широко.

В широком смысле, интервью является формой сбора определенной информации журналистов в ходе беседы при помощи формы «вопрос-ответ». Исследователь С.Н. Ильченко в учебном пособии «Интервью в журналистском творчестве» определяет интервью как акт коммуникации, который основан на диалоге интервьюера и интервьюируемого.

Основной целью интервью С.Н. Ильченко определяет получение информации, определенного мнения или суждения от респондента [11, с. 3]. Так, данное утверждения позволяет говорить о совпадении структуры жанра и интервью и интервью как метода сбора информации [1, с. 142]. В.В. Ворошилов определяет жанр интервью как ответы конкретного лица на вопросы журналиста, представляющие общественный интерес; как беседу, не ограниченную лаконичными вопросами, а комментирующую ответы собеседника [6, с. 176].

Интервью как метод сбора информации основан на данных социологического исследования, проводимого в непосредственном контакте интервьюера и интервьюированного. Как метод сбора информации интервью применяется во многих науках: криминологии, медицине, социологии, журналистике, психологии и пр. [5, с. 215] В основе многих социологических исследованиях интервью как метод сбора информации ставят в один ряд с анкетированием. Тем не менее, анкетирование не предполагает наличие интервьюера, в то время как в интервью это условие необходимо, так как в основе любого интервью лежит диалог собеседников и получение ответов на заданные социологическим исследованием вопросы [2, с. 162]. Таким образом, метод интервью является уникальным методом исследования в социальном познании личности [10, с. 214]. В отличие от анкетирования метод интервью предъявляет определенные требования при подготовке, проведении, обработке полученных данных.

Это обусловлено тем, что вся полученная при подготовке к интервью информация должна быть уточнена в ходе беседы и окончательно сформирована на этапе обработки результатов. Метод интервью сочетает в себе методы опроса и наблюдения, что является его преимуществом над остальными методами исследования. Тем не менее, следует различать интервью как журналистский жанр и интервью как метод сбора информации. В отношении метода сбора информации интервью выступает в форме целенаправленной беседы, целью которой является получение ответов на вопросы, заложенных в программе исследования. В свою очередь интервью как жанр журналистики относится к группе информационных жанров.

В его основе лежит диалог журналиста и героя публикации, направленный на передачу актуальной социально-значимой информации. Как правило, интервью берется у интересных для потенциальной аудитории лиц [16, с. 47]. Тем не менее, неверным будет использование жанра интервью лишь для передачи слов собеседника. Интервью по своему целевому назначению должно быть актуальным для современной общественной, культурной, политической и экономической сфер, интересным для целевой аудитории. Интервью может выступать как официальный политический документ в случаях, когда оно проводится с крупными политическими деятелями: глава правительства, президент, депутат. Официальное интервью направлено на отражение не индивидуального мнения, а на выражение точки зрения официальной власти [15, с. 113].

Интервью как информационный жанр журналистики должен отвечать на вопросы «что? где? когда?». При условии ответов на вопросы «почему? зачем? каким образом?» интервью переходит в жанр аналитической журналистики [17, с. 32]. В зависимости от тематического наполнения интервью происходит определение журналистом интервьюируемого [4, с. 325]. Процедура интервью является трудоемкой: от определения тематики, выбора места и времени проведения интервью до обработки результатов и публикации [8, с. 102].

Достоинствами интервью, в сравнении с остальными журналистскими жанрами, можно выделить: получение исчерпывающей и достоверной информации о мотивно-ценностных ориентирах респондента в ходе непринужденной беседы; возможность наблюдать за реакцией собеседника и корректировать получаемую информацию; построение доверительных отношений между интервьюером и интервьюируемым. Важным моментом в проведении интервью является возможность корректировки плана беседы.

Недостатками интервью являются: временные и материальные затраты трудоемкость в подготовке; привлечение компетентных специалистов для получения ответов на узкопрофильные темы; стилистическая и лексическая составляющая интервью также может быть барьером при общении собеседников; проблема анонимности респондента; низкая оперативность. Данные недостатки не могут являться серьезными препятствиями в работе интервьюера. Скорее они в большей степени ориентируют журналистов на оптимизацию и совершенствование процедуры интервью [13, с. 74].

Так, при грамотном проведении интервью следует опираться на приемы и методику его проведения: грамотно подходить к выбору объекта интервью; тщательно готовить опросный лист; выбирать место и время проведения интервью, способствующие непринужденной беседе; проводить интервью в соответствии с заготовленным опросным листом; обрабатывать данные и оформлять проведенное интервью [7, с. 63].

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению интервью, следует определить профессиональные качества интервьюера. К ним относятся инициативность, мобильность, деятельность, деликатность, терпимость и профессионализм. От личности журналиста-интервьюера зависит успех проведенного интервью [12, с. 326]. Интервьюеру не следует ограничивать время проведения интервью и не торопить собеседника с ответами на вопросы.

Темп интервью зависит от ряда позиций: специфика темы, социальный статус интервьюируемого, уровень образования, возраст. При проведении беседы интервьюер должен свободно ориентироваться в опросном листе, чтобы иметь возможность делать переходы в ходе интервью [1, с. 124]. В журналистском творчестве интервью выполняет свои функции, а именно получение информации посредством взаимодействия с респондентом; воздействие на респондента по отдельным вопросам в ходе ведения интервью.

Среди функций интервью выделяются информативная, идеологическая и воздействующая. Первая функция заключается в том, что для поддержания интереса аудитории в интервью должно состоять из актуальных вопросов интервьюера и обстоятельных ответов респондента. Вторая функция нацелена на пропаганду ценностных ориентиров, принятых в конкретную культурно-историческую эпоху. Основой воздействующей функции является вовлечение целевой аудитории в процесс выработки отношения к тому или иному явлению, рассматриваемому в интервью. Таким образом, анализ обозначенной проблематики позволяет сделать вывод, что и в русле журналистского жанра, и как метод исследования интервью в своей основе направлено на получение ответов на вопросы, интересующие целевую аудиторию. Соответственно главной особенностью интервью следует выделить актуальность поводов для дискуссий в ходе ведения беседы.

Литература

1. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М., 1979.

3. Безбородова Ю.В., Долгина Е.С. Жанры газетной журналистики: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 031300.62 «Журналистика» (профиль «Деловая журналистика»); 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»). Нижневартовск, 2014.

4. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.

5. Ворошилов В.В. Журналистика: учеб. пособие. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2000.

6. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник. М.: КНОРУС, 2010.

7. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.

8. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004.

9. Долгина Е.С., Веснина М.А. Интервью: понятие, цель, задачи, функции // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 1109–1111.

10. Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста. Стилистика русского языка. Жанрокоммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987.

11. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2003.

12. История русской журналистики XVIII-XIX вв. / под ред. А.В. Западова. М.: Высшая школа, 1973.

13. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

14. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. СПб., 2000.

15. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: Аспект-Пресс, 2000.

16. Тепляшина А.Н. Методологические основы жанрообразования в масс-медиа. СПб: Логос, 1997.

17. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб.пособие. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2002.

Э.Х. Шарапов


Комментировать


восемь + = 10

Яндекс.Метрика