Интернет-сервис «Яндекс дзен» и авторский проект Сircles: сравнение концепций | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Интернет-сервис «Яндекс дзен» и авторский проект Сircles: сравнение концепций

В прошлых наших работах мы рассуждали о новых медиа, об алгоритмах в сети Интернет. Это работы «Элементы игровой механики в новых медиа (на примере порталов Хабрахабр и Geektimes)» [Хисматулин, 2017, т. 2, с. 203–204], «Система регуляции интернет медиа-контента (на основе практик российских медиа-порталов)» [Хисматулин, 2017, с. 206–209], «Современные концепции монетизации новых медиа» [Хисматулин, 2017, с. 223–231]. Итак, алгоритмы в сети Интернет заключают пользователя в «пузырь фильтров». Результатом наших исследований стал концепт медиа Circles. Он основан на семантических кругах данных и малой роли алгоритмизации медиа. После получения обратной связи нам хотелось бы вернуться к теме в данной статье. Однако для начала мы кратко повторим тезисы.

Новые медиа, следуя мысли Рассела Ньюмана, профессора Мичиганского университета, это «новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента». «Пузырь фильтров» – ситуация, в которой интернет-пользователь встречает только ту информацию и мнения, что отвечают и подкрепляют их собственные убеждения. Ситуация вызвана специальными алгоритмами, которые анализируют «онлайн-опыт» пользователя и персонализируют его.

Так «пузырь фильтров» описывает Оксфордский словарь. «Пузырь фильтров» открыл в 2011 году интернет-активист Илай Парайзер [Паризер, 2012]. Явление носит отрицательный характер – человек замыкается в своем «пузыре фильтров», в котором только релевантная для него информация. Это напрямую влияет на процесс познания (нет ресурсов для познания нового), на мировоззрение – индивид, исходя из того, что вся имеющаяся у него информация не вызывает чувства неправильности, не пытается познавать мир и не изменяет, не развивает свою модель мира, в результате чего модель мира индивида в итоге получается более субъективной, чем могла бы быть. Человек не видит объективной картины мира – настолько объективной, насколько объективно ее, реальность, может воспринимать человек [Остерегайтесь онлайн «фильтров-пузырей»]. Именно поэтому мы считаем, что необходимо бороться с «пузырями фильтров», так как человек должен воспринимать мир настолько объективно, насколько может. Можно утверждать, что любой индивид имеет право на эскапизм. Однако никто не может отнять у человека права объективного взгляда на мир. Именно размышления об этом привели нас к созданию концепта медиа Circles. Идея уникальна: она работает на разрушение «пузыря фильтров», помогает понять круг интересов пользователя, его медиапотребление, и поможет расширить свой круг интересов. Отметим, что «расширение круга интересов пользователя» у современных новых медиа практически не стоит.

Мы можем вспомнить лишь Arzamas и «N+1», однако они просто транслируют контент, без отслеживания прогресса отдельной личности. Наша идея гуманистична. Circles направлена на человека, на его всестороннее развитие. Сейчас идея основана на семантической карте интересов. По сути, это сборная карта тематик, объединенных по принципу смысловой близости. Пользователь указывает интересные ему темы, и формирует часть своей новостной ленты. Другая часть составляется из тем, которые близки по смыслу к уже указанным, но не входят в круг интересов пользователя. Таким образом, кругозор читателя расширяется, так как Circles предлагает пользователям расширить свой круг интересов. При этом функцию ручного своим кругом интересов мы не отменяем.

Помимо этого, Circles отличается еще и тем, что предоставляет пользователю ту статистику, которую никто не предлагает сейчас: время, проведенное на ресурсе, время чтения определенных тем, чтение материалов в среднем, информация о добавлении и удалении тегов-тем в круг и другую информацию, которую медиа будет получать от пользователя. Однако системообразующей идеей Circles остается семантическая карта интересов и принцип формирования новостной ленты. Так или иначе, к нам поступили отзывы примерно одного и того же содержания: «’Яндекс Дзен’ работает по такому же принципу. ‘Я.Дзен’ также анализирует то, что нравится пользователю и показывает релевантный для него контент в его новостной ленте». «Дзен – это сервис персональных рекомендаций Яндекса [Яндекс Дзен]. Он составляет подборку новостей, постов из блогов и других интернет-публикаций, которые могут быть вам интересны. Публикации отбираются на основе истории посещенных страниц и указанных вами предпочтений». Мы же категорически не согласны с мнением сходности концепции, так как считаем, что принципы работы уже существующего «Яндекс Дзена» и Circles – прямо противоположны друг другу. У нас есть пять аргументов, опровергающих сходство принципов работы «Яндекс Дзен» и Circles: 1. «Яндекс Дзен» предлагает пользователю выбор не тем, а СМИ и интернет-ресурсов. 2. «Яндекс Дзен» не визуализирует выбор пользователя. 3. «Яндекс Дзен» не выдает информацию о пользователе самому пользователю. 4. «Яндекс Дзен» не вносит потенциально релевантные темы в новостную ленту пользователя. 5. «Яндекс Дзен» не предоставляет ручное управление контентом. Во-первых, «Яндекс Дзен» (далее – «Я.Дзен») предлагает новому пользователю выбрать не темы, что интересны пользователю, а СМИ и интернет-ресурсы. Это нормальная, стандартная практика для агрегаторов в сети Интернет. Агрегатор – интернет-ресурс, собирающий в одну инфо-ленту контент разных СМИ и интернет-ресурсов. Однако это никак не вписывается в концепт Circles. Circles – это не агрегатор контента. Circles – это медиа, направленное на развитие пользователя. Зачастую индивиду нравится не весь контент СМИ или интернет-ресурса.

Поэтому так важно понять, не какие СМИ и интернет-ресурсы читает пользователь, а что ему интересно. После обучения искусственного интеллекта «Дзена» пользователь получает полностью персонализированную информационную ленту. «Я.Дзен» лишь способствует заключению человека в «пузырь фильтров», тогда как цель Circles заключается в противостоянии этому явлению. Во-вторых, «Я.Дзен» не показывает пользователю его выбор, не визуализирует его. В нашем случае визуализация – важнейшая часть работы Circles, так как она дает пользователю понять широту его кругозора. Семантическая карта интересов поможет пользователю узнать о тех темах, о которых ранее он не имел ни малейшего понятия. Визуализация – путь к конгруэнтности, т. е. пониманию того, скольким интересуется индивид и сколько материала им не осознано.

Конечно, нельзя усвоить все знания, доступные человечеству, однако, как нам кажется, стоит стремиться к как можно более широкому охвату знаний. «Я.Дзен» не стремится к тому, чтобы дать пользователю осознать себя и включения себя в общую информационную сферу, Circles, напротив, стремится к четкому пониманию пользователем своего информационного потребления. В-третьих, «Я.Дзен» не выдает пользователю информацию об его действиях на ресурсе, хотя это может помочь индивиду взглянуть на свое поведение в инфо-поле с другой точки зрения. Объективность в понимании своего информационного пространства невозможна без анализа. Анализ, в свою очередь, невозможен без данных.

Поскольку цель Circles – образование и просвещение, то, конечно, проект предоставит такую информацию пользователю для самоосознания. «Я.Дзен» не ставит перед собой задач по просвещению и образованию, Circles – ставит. В-четвертых, «Я.Дзен» не вносит потенциально релевантные темы в информационную ленту пользователя, так как не ставит перед собой задачи просветить пользователя. Задача ресурса чисто утилитарная – дать пользователю то, что он точно воспримет. Circles же рискует вносить в информационную ленту не только релевантную для пользователя информацию. В-пятых, «Я.Дзен» почти не дает пользователю свободы в управлении контентом, исключая начальный выбор источников информации. Конечно, существует на ресурсе и система регуляции контента, однако она чисто номинальная, так как решение здесь принимает только искусственный интеллект от Яндекса. Circles же даст пользователям возможность вручную управлять собственным контентом. В концепции предусмотрена идея ручного добавления или удаления темы из семантической карты интересов. Алгоритмизация – основа «Я.Дзена». Анти-алгоритмизация – основа Circles. Таким образом, мы наблюдаем, что концепции у медиа абсолютно разные. В своей книге «За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас?» Элай Парайзер писал о том, что во второй половине ХХ века в медиа (заметьте, не новых медиа!) существовали редакторы, которые следили за состоянием контента, пропускали новый контент или отклоняли его. Их называли gatekeepers – привратники. Парайзер специально указывает – все они были людьми с человеческими чувствами и человеческой логикой.

Машина, алгоритм – gatekeepers настоящего – бездушны, они не могут сделать исключения для выдающихся случаев, они просто не могут поступить иначе, чем предписывает им схема действия, коей они и являются, собственно. Элай выделяет это как одну из главных опасностей алгоритма, который решает за пользователя, чем наполнить его инфо-пространство. Именно поэтому мы минимизируем влияние алгоритма на пользователя. В нашем проекте его влияние будет минимально и опосредственно – нейросеть поможет нам создать карту интересов, создать связи между темами. Но только поможет: по задумке, связи проверят специалисты в области связанных тематик. На работу проекта непосредственно с пользователем это никак не повлияет. Пользователю будут предлагаться те потенциально релевантные темы, которые наиболее близки к уже релевантным. При этом стоило бы определить очередность выдачи постов – от ознакомительных к любительским. «Любительский» здесь – отнюдь не отрицательная характеристика. В самом слове заложена любовь, заинтересованность в обсуждаемом предмете. Так или иначе, мы вышли на новый уровень «привратничества» – пользователь сам является привратником. Во-первых, он сам определяет интересный ему контент. Во-вторых, алгоритм приносит пользователю-привратнику новый контент и далее с ним работает сам пользователь. Да, мы написали, что алгоритм в нашей схеме присутствует, но здесь его отрицательное влияние полностью нивелировано, так как алгоритм не решает за пользователя, он лишь «подносит ему снаряды».

Обобщая все сказанное, мы не только ответили на сравнение Circles и «Яндекс Дзена», но и сформулировали два абсолютно разных подхода к работе над/с аудиторией, подробней расписали механизм работы новостной ленты Circles и признали, что проект без алгоритмов не сможет стартовать, но затем их влияние сведется к нулю.

Литература 1. Хисматулин А.Н. Элементы игровой механики в новых медиа (на примере порталов Хабрахабр и Geektimes) / А.Н. Хисматулин // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. – С. 203–204. 2. Хисматулин А.Н. Система регуляции интернет медиа-контента (на основе практик российских медиа-порталов) / А.Н. Хисматулин // Сборник научных статей Казанского федерального университета 2017 года: сб. статей. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – С. 206–209. 3. Хисматулин А.Н. Современные концепции монетизации новых медиа / А.Н. Хисматулин // Информационное поле России: практики и эффекты. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – С. 223–231. 4. Паризер Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? / Э. Паризер – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. – 304 с. 5. Эли Парайзер: Остерегайтесь онлайн «фильтров-пузырей» – URL: https://www.youtube.com/ watch?v=B8ofWFx525s&feature=youtu.be (дата обращения: 03.05.2018). 6. Яндекс Дзен. – URL: https://yandex.ru/support/browser/recommendation/zen.html#zen-what-is (дата обращения: 07.05.2018).

Хисматулин А.Н.


Комментировать


8 + = двенадать

Яндекс.Метрика