Интернет-технологии в молодежной политике: обзор практики применения в России | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Интернет-технологии в молодежной политике: обзор практики применения в России

Аннотация. В статье представлен краткий обзор применения интернет-технологий в молодежной политике, в практике деятельности организаций и учреждений молодежной сферы, общественных объединений. Ключевые слова: Интернет-технологии, компьютерные технологии, молодежная политика, органы студенческого самоуправления, молодежные форумы, профильная смена, дистанционное обучение, управление проектами, киберспорт.

Интернет-технологии все активнее входят в нашу жизнь, а в жизни молодого поколения Z наличие гаджетов с интернетом уже само собой разумеющийся факт. В связи с тем, что молодежь является активным потребителем интернет-контента, интернет услуг возникает множество вопросов: «Насколько эффективно интернет-технологии используются в молодежной политике; в деятельности общероссийских молодежных общественных объединений?», «Способствует ли интернет формированию ценностей и смыслов в молодежной среде, формированию российской национально- государственной идентичности?», «Размещается ли в сети конструктивный, созидательный контент, а не только протестный?», «Каким образом интернет-технологии применяются в работе органов по делам молодежи, учреждений молодежной сферы, в деятельности молодежных организаций?».

Ответы на эти вопросы автор попыталась дать в результате анализа собственного опыта реализации молодежных проектов, а также анализа практики использования интернет-технологий в молодежной политике, представленной участниками одноименного круглого стола «Интернет-технологии в молодежной политике». Круглый стол был проведен в рамках Четвертой Международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (Москва, МПГУ, 2015 год). В результате анализа были выделены как минимум три области применения интернет-технологий в молодежной политике: 1)

исследования молодежи посредством интернет; 2) образовательные и просветительские продукты для повышения социальной активности молодежи; 3) создание и поддержание IT насыщенной среды. Далее попробуем проанализировать каждую из обозначенных областей, одновременно рассматривая существующие положительные практики и специфику применения интернет-технологий в них. 1.Исследования молодежи посредством интернет. Кандидат политических наук Виктор Валерьевич Титов (МПГУ), занимающийся исследованиями национальной идентичности, в своем докладе на тему: «Интернет как пространство формирования национально-государственной идентичности российской молодежи» отметил, что идентичность в интернет-пространстве носит фрагментарный, симулятивный характер, строится по типу воображаемых сообществ, не привязанных к какой-либо территории. Идентичность в интернете развивается, меняется очень динамично. В этой связи особую значимость приобретает политика памяти, то есть формирование позитивного образа страны у современной молодежи. Существуют ли молодежные проекты в нашей стране, которые создают условия для формирования у молодежи страны позитивного образа России? Насколько эффективно эти проекты используют интернет-технологии? Несомненно, нужно отметить организованный Росмолодежью Всероссийский молодежный форум «Селигер», которому в 2014 году исполнилось десять лет.

В течение всего времени существования форума большое место в его образовательной программе намеренно уделялось идеологическим курсам «Россия и современный мир», «Россия и современный мир: образ будущего», мировоззренческим беседам о мечте. Для того, чтобы попасть на известный форум, молодые люди со всей страны регистрировались на сайте форума, писали эссе, отражающие их гражданскую позицию, выполняли ряд заданий online. Набравшие наибольший рейтинг получали заветную путевку на форум. Долгие годы форум «Селигер» являлся молодежной площадкой номер один в молодежной политике России, по аналогии с программой форума «Селигер» по всей стране стали открываться окружные и региональные форумы: «Балтартек» в Калининградской области, «Тим Бирюса» в Красноярском крае, «Машук» на Северном Кавказе, «Острова» на Дальнем Востоке, «Iволга» в Приволжском федеральном округе и др. Некоторым популярным форумам «Селигер» подарил и часть своего названия, например форумам: «СелиАс» в Астраханской области, «СелиСах» на Сахалине, в Тульской области несколько лет назад был проведен форум «СелиСтарт». В 2015 году Росмолодежь кардинально поменяла географию летних федеральных форумов: «Таврида» (Крым), «Итуруп» (Дальний Восток), «Машук» (Северный Кавказ), «Балтартек» (Калининградская область). Эти форумы были проведены в особых географических и геополитических точках нашей страны, где отмечается кризис национальной идентичности у молодежи. Центральная форумная площадка переместилась с Селигера во Владимирскую область, где впервые был проведен молодежный форум «Территория смыслов». Несмотря на то, что специалисты в области молодежной политики обратили свое внимание на кризис сформированности у молодежи страны национально-государственной идентичности, ценностей и смыслов, все же пока не достаточно усилий прилагается для того, чтобы более эффективно использовать интернет-технологии для решения этой проблемы при проведении форумных кампаний. До настоящего времени интернет-технологии используются для регистрации участников на форум, для проведения видеоконференций и телемостов во время форума, для транслирования информации о мероприятиях форума в официальных социальных сетях, социальных сетях участников.

Наиболее эффективно, по мнению автора, интернет-технологии были использованы при отборе, обучении и подготовке волонтеров к Олимпийским играм Сочи-2014: информативный сайт, сайты и социальные сети двадцати шести волонтерских центров страны, оnline- регистрация, собеседование по скайпу, запуск мотивационных роликов в интернет, транслирование обучающих роликов в интернет, освещение деятельности волонтеров в социальных сетях и др.. Важно отметить, что в данном случае с помощью интернет постоянно в разных формах транслировались месседжи, способствующие формированию не только важной гражданской миссии волонтера, но и позитивного имиджа страны, национальной гордости, национального единства, национальной идентичности: «Волонтер – лицо Игр, лицо страны», «Игры, которые мы заслужили целой страной! Игры, которые мы заслужили вместе с тобой!». Интересные результаты исследования представила кандидат социологических наук Любовь Федоровна Шаламова (МАИ), которая поддерживает мнение о том, что интернет помогает реализовывать социальную активность современных студентов. Коллега проанализировала информацию о деятельности органов студенческого самоуправления, представленную в интернете. Оказалось, что в сети достаточно мало сайтов органов студенческого самоуправления, но много групп в социальных сетях, посвященных их деятельности. В основном содержание материалов, размещенных в социальных сетях органов студенческого самоуправления, связано с информацией о структуре и составе органов самоуправления. В группах органов студенческого самоуправления размещено много фото и видео материалов по итогам мероприятий. Общение в группе строится в основном вокруг обсуждения совместных дел. При этом очевидно, что группам не хватает модератора — наставника, который через социальные сети органов студенческого самоуправления, то есть фактически актива студентов, работал бы над содержанием деятельности органов самоуправления, обсуждал актуальную повестку дня для молодежи не только конкретного вуза, но и страны.

Видимо, стоит задуматься о необходимости подготовки специалистов такого профиля, в том числе и в рамках подготовки будущих специалистов по работе с молодежью, политологов, управленцев. 2. Образовательные и просветительские продукты для повышения социальной активности молодежи. Анализ существующих образовательных и просветительских продуктов для повышения социальной активности молодежи с использованием интернет-технологий показал, что интернет чаще используется для дистанционного обучения, реализации крупных федеральных образовательных проектов дистационно через интернет. Наиболее популярные темы образовательных продуктов, представленных в сети – это: обучение навыкам и технологии написания проектной заявки, управления проектами (разработка и реализация проекта) по различным направлениям, обучение созданию и организации деятельности волонтерских команд. Эти направления, по мнению автора, отражают тенденции существующие в современной молодежной политике: расширяющаяся грантовая поддержка талантливой молодежи и общественных объединений, а также существует высокая мотивация молодежи к волонтерской деятельности на волне признания волонтерского труда во время Олимпийских игр в Сочи – 2014.

Кандидат филологических наук Марина Витальевна Рейзвих (МПГУ) представила на обсуждение дистанционный курс по формированию у студентов вузов навыков управления проектами. Этот образовательный дистанционный курс помогает молодым людям с нуля подготовить и оформить свою проектную идею и подать заявку на Всероссийский конкурс молодежных проектов, который ежегодно проводит Федеральное агентство по делам молодежи. Среди интересных образовательных программ для молодежи, связанных с интернет-технологиями, хотелось бы выделить программу «IT-Start», которая с 2012 года реализуется на территории всех субъектов Российской Федерации. Оператором программы является автономная некоммерческая организация «Агентство инновационного развития». Коллектив организации привлекает ресурсы крупнейших российских фондов и компаний, являющихся лидерами российского IT-рынка, для организации обучения молодежи в сфере молодежного технологичного предпринимательства. При поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ в рамках программы «IT-Start» создана многоуровневая система подготовки и поддержки молодых российских IT-специалистов. 3. Создание и поддержание IT насыщенной среды. Среди позитивных практик создания и поддержания IT насыщенной среды можно выделить проекты, которые в последнее время активно реализуются на базе детских загородных лагерей или в рамках профильных смен. У учебного центра «Компьютерия» (Тверская область) накоплен большой опыт создания и поддержания IT насыщенной среды на территории лагеря.

В лагере помимо того, что везде (и в корпусах, и на улице) есть wi-fi, имеются современные компьютерные классы, участники смен могут выбирать любую понравившуюся им образовательную программу, связанную с интернет-технологиями, информационными технологиями и пройти ее в течение смены (как минимум одно занятие ежедневно в течение смены). Помимо этого в лагере действуют электронное правительство, расчеты по электронным картам, электронные деньги (игровая валюта) и, фактически, электронная демократия. Интересный опыт использования интернет и компьютерных технологий был применен командой специалистов МГГУ им. Шолохова (ныне – МПГУ) под руководством автора в рамках профильной смены «Наше дело – 2015» в г. Сарове (Нижегородская область). Организаторы смены — Департамент по делам молодежи и спорта Администрации г. Сарова – обратились к специалистам вуза с целью разработки образовательной программы для участников смены, по итогам которой юноши и девушки создали бы несколько продуктов, позволяющих с одной стороны, позиционировать молодежную политику Сарова как эффективную, с другой – повысить понимание молодежью Сарова тех значительных профессиональных перспектив, которые дает им родной город, город великих атомщиков. Было принято решение сделать акцент на интернет-технологиях, технологиях конструирования позитивных цифровых следов. Так среди прочих появился образовательный модуль «Веб-ресурсы успеха», который включал в себя изучение следующих тем: «Интернет-технологии в реализации молодежной политики: прикладной аспект», «Интернет сервисы мониторинга общественного мнения мероприятий», «Подготовка презентации мероприятия: технологии Prezi». По итогам смены ее участники не только создали навигатор по медиаресурсам города: официальным сайтам, официальным социальным сетям учреждений и организаций молодежной сферы, общественных объединений г. Сарова, официальным интернет-ресурсам городских СМИ, — но и оценили эти ресурсы и сформулировали свои предложения по их обновлению. Также был разработан проект виртуальной экскурсии по городу Сарову, посвященный 325-летию города. Важно отметить, что уникальный опыт работы с детьми и молодежью в области компьютерных и интернет-технологий накапливается и в деятельности общероссийских общественных объединений.

Президент Федерации компьютерного спорта России Александр Федорович Горбаченко отметил, что становление сетевого общества создало новый вид спорта – компьютерный спорт (киберспорт). Сегодня этот вид спорта стремительно развивается как в Российской Федерации, так и во всем мире. У Федерации компьютерного спорта России в настоящее время открыто 51 региональное отделение в субъектах Российской Федерации. В основном киберспортом занимаются юноши. И все они молоды, здоровы, занимаются и традиционными командными видами спорта (футболом, например), активны не только online, но и offline. Занятия киберспортом – это один из современных и популярных в молодежной среде факторов повышения конкурентноспособности российской молодежи на рынке труда, так как киберспортсмены лучше своих сверстников разбираются в инновациях и умеют работать с самыми современными гаджетами, способны принимать сверхбыстрые решения, владеют навыками организации сетевой коммуникации. Таким образом, краткий обзор применения интернет – технологий в молодежной политике, в практике деятельности организаций и учреждений молодежной сферы, общественных объединений выявил положительный опыт их использования в работе с молодежью.

Литература:

1. Бродовская, Е. В. Беседа как технология работы с мировоззрением в рамках проведения профильных смен для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет // Технологии управления организацией и подготовкой профильных смен для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет: теория и практика : учебно-методическое пособие для организаторов по работе с молодежью / под ред. Н. Н. Сотниковой, С. В. Поспелова, Н. Ю. Лесконог ; рец.: В. Д. Нечаев, Н. И. Медведева. – М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. – С. 41-45.

2. Лесконог, Н.Ю. Могут ли вожатые научить мечтать? К вопросу о подготовке вожатых для профильных смен для детей и молодежи в современной России (Научная статья) // Народное образование. – М., 2012, № 3, с. 98 -103.

3. Новоселов М.А. Подготовка специалистов по компьютерному спорту РГУФКСМиТ // Тезисы докладов I Всероссийской научно-практической конференции «Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы» (г. Москва, 25 ноября 2011 г.)- Москва, РГУФКСМиТ, 2012, с. 42-43.

4. Рейзвих М.В., Боев В.М., Попова (Смолик) С.Ю., Фефелкина А.В., Кузнецова Г.Д., Лесконог Н.Ю. Продвижение молодежных проектов. Рабочая тетрадь: Учебно- методическое пособие // Под ред. Рейзвих. — Смоленск: Универсум, 2014. — 48 стр.

5. Рабочая тетрадь участников профильной смены «Наше дело – 2015» : Учебно- методическое пособие // Под. ред. Н.Ю. Лесконог, Л.В. Пустынниковой. – Москва – Саров, 2015. – 153 с.

6. Скаржинская Е. Н., Спортивная педагогика в информационном обществе / Е. Скаржинская, М. Новоселов, А. Борисов //Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 6. – С. 51–55.

7. Нечаев, В. Д., Огнев, А. С., Бродовская, Е. В., Лаврикова, А. А. Учебно – методические материалы для обучения и работы инструкторов всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер – 2011» / под ред. Нечаева В.Д. – Москва, 2011. — 120 с.

8. Нечаев В.Д., Никифоров Ю.А., Титов В.В., Тетерский С.В., Шаповалов В.Л. Россия и современный мир: образ будущего. Рабочая тетрадь: Учебно- методическое пособие / Под ред. В.Л. Шаповалова. – Смоленск: Универсум, 2014. – 48 с. 9. Шаламова Л.Ф. Основы деятельности органа студенческого самоуправления: социально-управленческий аспект: учебное пособие / Л.Ф. Шаламова. М.: ООО «АИР», 2014, 50 с.

Лесконог Н. Ю.


Комментировать


8 + = пятнадцать

Яндекс.Метрика