Иоганн Гутенберг | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Иоганн Гутенберг

1

Иоганн Гутенберг родился между 1394 и 1399 годами в прирейнском городе Майнце. Сведения о жизни и деятельности Гутенберга крайне бедны; при жизни и в ближайшее время после смерти Гутенберга не было написано его биографии. Не сохранилось ни одной книги, на которой было бы отпечатано имя Гутенберга как печатника или издателя; вернее всего, он никогда не указывал своего имени на книгах, вышедших из его типографии. Те немногочисленные сведения о Гутенберге, которые мы имеем, были получены, с одной стороны, путем длительного и настойчивого изучения архивов тех городов, где протекала его деятельность, с другой стороны, таким же внимательным изучением тех немногих книг, брошюр и однолисток, которые были напечатаны в его типографии.

Портрет Иоганна Гутенберга на рисунке в начале статьи не является подлинным портретом изобретателя. При жизни Гутенберга с него не было написано портрета, так как это была роскошь, доступная только богатым людям. Настоящий портрет создан во Франции в XVI веке. О детстве и юношеских годах, воспитании и образовании Иоганна Гутенберга ничего не известно. Полагают, что еще в молодом возрасте он знал технику различных работ по металлу — резьбу печатей и штемпелей для чеканки монет, а также ювелирное искусство. Эти отрасли художественной промышленности в то время по своему развитию стояли на большой высоте. Наиболее раннее известие о Иоганне Гутенберге связано с событиями, которые происходили в Майнце в начале XV века. В начале XV века в этом городе в результате острой классовой борьбы между городской аристократией и мелкой буржуазией власть захватила мелкая буржуазия.

Не желая подчиниться правлению ремесленников, большинство аристократических фамилий покинуло город. В их числе находился и молодой Иоганн Гутенберг, но относительно времени его отъезда мнения биографов расходятся: называют 1411, 1420 и 1428 годы. 28 марта 1430 года между мелкой буржуазией и аристократией было достигнуто общее соглашение, и последняя получила разрешение возвратиться в Майнц; среди аристократов в соглашении упомянут и Иоганн Гутенберг. Однако остается невыясненным, воспользовался ли он этой возможностью. Известно, что в 1434 году Иоганн Гутенберг находился в Страсбурге, где он прожил не менее десяти лет, что засвидетельствовано многими официальными документами. В Страсбурге Гутенберг занимался ремеслом: он был золотых дел мастером, шлифовал драгоценные камни, изготовлял зеркала. Несомненно, что Гутенберг обладал выдающимися техническими способностями и считался знатоком в своей специальности, потому что два страсбургских горожанина пожелали поступить к нему в ученье и образовать совместно с ним производственное товарищество, которое и было организовано в 1438 году.

Уже в начале пребывания в Страсбурге у Гутенберга зародилась идея гениального изобретения, и он в течение 10 лет работал над ее осуществлением. Эту работу он тщательно скрывал от всех, кроме своих ближайших компаньонов. Так, например, когда после смерти одного из компаньонов его родственники пытались проникнуть в тайну предприятия, Гутенберг предпочел уничтожить все оборудование будущей типографии, но не раскрыть сущности изобретения. В результате возник судебный процесс, длившийся целый год. Гутенберг предложил дать родственникам умершего компаньона денежную компенсацию, но принять их в дело отказался; суд в своем решении принял сторону Гутенберга. Материалы этого судебного процесса сохранились в архиве, и их изучение способствовало исследованию вопроса о начале книгопечатания. Между 1444 и 1446 годами Гутенберг вернулся в Майнц и привез сюда уже вполне готовое изобретение. В 1447 году он приступил к регулярному выпуску печатных книг. Первые книги, вышедшие из типографии Гутенберга, представляли собой небольшне брошюры и однолистки, длл более крупных работ он не имел средств.

Были напечатаны календари, несколько изданий латинской грамматики Элия Доната. Одним из наиболее интересных изданий был «Турецкий календарь» 1454 года — брошюра, направленная против турок в связи с их вторжением в Европу и взятием Константинополя. Среди изданий Гутенберга преобладали брошюры учебного и популярного характера. Такие издания не были предназначены для того, чтобы их хранили в библиотеках монастырей, университетов и частных собирателей; наоборот, такие книги легко «зачитывались» и уничтожались. Многие издания Гутенберга дошли до нашего времени в отрывках, в отдельных листах, иногда совершенно изуродованные. Некоторые листы книг, отпечатанных Гутенбергом, были употреблены впоследствии на изготовление переплетов, их обнаружили исследователи только через несколько столетий. Первый шрифт Гутенберга является первым шрифтом, отлитым в Европе, он обозначается в настоящее время как «шрифт 36-строчной «Библии» (В36). Этот шрифт все время обновлялся, в нем производилась замена отдельных неудачных форм букв (но не всех) более совершенными по рисунку. Образцом рисунка для него послужил текстовой шрифт рукописных церковных служебников XV века.

Около 1452 года Гутенберг начал думать об осуществлении более крупного издания. Решено было печатать латинскую «Библию», выпуск которой обещал обеспеченный сбыт и высокие прибыли. Для печатания «Библии» было создано новое типографское оборудование и отлит новый, более узкий шрифт. Так возник второй шрифт Гутенберга, так называемый «шрифт 42-строчной Библии» (В12). По сравнению со шрифтом В36 он меньше, легче, изящнее. В процессе печатания «Библии» дополнительно отливали некоторые литеры, а также увеличивали тираж и изменяли полосы набора. Все это делалось с целью создания большей экономичности издания. «Библию» набирали в два столбца, сначала по 40 строк, потом по 41, наконец, по 42; от последнего числа строк она получила название «42-сгрочной». Печатали «Библию» сначала четыре наборщика; позднее к ним присоединили еще двух наборщиков. Печатали только текст; заголовки, подзаголовки, колонтитулы вписывал киноварью рубрикатор.

Крупные инициалы рисовал краской с золотом иллюминатор. Запись одного из рубрикаторов, сделанная им на книге, дает возможность установить, что «Библию» закончили печатать не позднее весны 1456 года. В процессе работы над изданием «Библии» один из работников типографии — Петер Шеффер немало способствовал успешному ходу и завершению издания. По всему оформлению 42-строчная «Библия» принадлежит к числу высочайших достижений книжного искусства. Во многих отношениях она представляет огромный шаг вперед по сравнению с предшествовавшими произведениями печати. В «Библии» впервые применены методы выключки, которые позволили выровнять концевую линию строк; но при этом переносные знаки, а иногда и точки сознательно выносили за край столбца, как это делалось в рукописных книгах. Что касается правильности латинского текста, то «Библия» Гутенберга стоит на большой высоте — в ней почти совсем нет опечаток. Страница из 42-строчной «Библии» на рис. 17 показывает богатую ручную орнаментику, украшающую наборный текст одного из экземпляров. Тираж 42-строчной «Библии», по нашим современным понятиям, был ничтожен и даже после его дополнительного увеличения не превышал 200—300 экземпляров на бумаге и нескольких десятков экземпляров на пергамене. Тиражи ограничивала прежде всего дороговизна печатных материалов, которые нужно было закупать в больших количествах, на что требовались огромные капиталы.

Особенно дорого стоил пергамен. Представление о его стоимости может дать один факт: на каждый экземпляр «Библии» на пергамене требовалось 170 шкур телят. В связи с подготовкой к изданию «Библии», требовавшему крупных затрат, Гутенберг вынужден был искать денег. В 1452 году он вторично занимает у майнцского адвоката Иоганна Фуста крупную сумму денег (первый заем был сделан в 1450 году).

Фуст, успевший за это время оценить изобретение Гутенберга и убедиться в его несомненной выгодности, согласился в 1452 году дать ссуду под тем условием, что он будет считаться равноправным участником предприятия и получать свою долю прибыли. Три года продолжалось печатание 42-строчной «Библии», и в конце 1455 года, когда работа была уже закончена или приближалась к окончанию, Фуст привлек Гутенберга к суду майнцского совета, требуя немедленного возврата взятых у него денег, которые вместе с процентами составляли уже значительную сумму. Конечно, Гутенберг не был в состоянии уплатить долг, потому что все деньги были затрачены на печатание «Библии». Постановления суда по иску Фуста не сохранилось, но результатом процесса было разделение типографии Гутенберга. После разделения Гутенберг сохранил ту часть инвентаря типографии, которая составляла его собственность до 1450 года, в том числе и первый типографский шрифт. В чьих руках после разделения оказался шрифт 42-строчной «Библии» — остается неизвестным. В состав полученного Фустом имущества, несомненно, входило то типографское оборудование, которое было приобретено на его деньги, а также некоторые шрифты и, по всей вероятности, часть или даже все отпечатанные листы, а может быть, и готовые экземпляры 42-строчной «Библии». Но самым существенным для Фуста было то, что, узнав секрет книгопечатания, он получил возможность эксплуатировать изобретение Гутенберга. Это нанесло наиболее тяжкий удар Гутенбергу. Он не мог выдержать конкуренции богатого соперника и, выпустив в 1456 и 1457 годах еще несколько мелких брошюр, напечатанных первым шрифтом (В36), должен был прекратить дело. Около 1458 года вышло из печати еще одно издание — 36-строчная «Библия», напечатанная первым шрифтом Гутенберга, получившим свое название от этой «Библии». Однако, по мнению исследователей, эта книга была напечатана не в Майнце, а в Бамберге, и участие в ее печатании Гутенберга подвергается сомнению. Год 1462-й оказался роковым не только для многопретерпевшего Гутенберга, но и для всех жителей Майнца, в котором уже несколько лет шла распря церковных феодалов.

В результате «епископской войны» 28/29 октября 1462 года город был взят войсками майнцского архиепископа графа Адольфа Нассауского. Значительная часть города была опустошена пожаром, дома разграблены, множество граждан было истреблено, а уцелевшие подверглись жестоким репрессиям. Какая участь постигла Иоганна Гутенберга, неизвестно, но через два года Адольф Нассауский в благодарность за какие-то услуги зачислил Гутенберга в свой придворный штат и сделал его пенсионером. Это почетное и выгодное положение великий изобретатель занимал в продолжение трех лет. Умер Гутенберг 3 февраля 1468 года. Огромное значение нового изобретения и его неуклонно расширяющееся воздействие на все области общественной жизни вызывали в разных странах и среди многих людей желание приписать эту славу своему народу, своему родному городу, своим предкам. Особенно настойчивым и длительным подобное стремление было в Голландии, где изобретателем книгопечатания объявили жителя города Гаарлема Лаврентия Костера, не оставившего ни одной отпечатанной книги. Эта легенда о первопечатнике Костере, так же как и другие, подобные ей, не могла выдержать критического анализа, так как не опиралась на факты и убедительные доказательства, а оперировала догадками и необоснованными предположениями.

Е.И.Кацпржак


Комментировать


+ 3 = десять

Яндекс.Метрика