Истоки армянской мифологии | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Истоки армянской мифологии

Истоки армянской мифологии восходят к верованиям племѐн, населявших армянское нагорье и участвовавших в этногенезе армянского народа. В армянской мифологии заметно влияние шумеро-аккадской культуры, поскольку, начиная с XII в. до н. э. история армянского народа оказывается тесно связанной с государствами Двуречья.

С письменностью связаны имена несколь- ких армянских богов и духов. Верховный бог (диц) Бахт среди прочих своих качеств является прорицателем судьбы каждого человека. Его прорицания записывает за ним дух Грох (т.е. пишущий, записывающий). На лбу человека он записывает его судьбу, а в особой книге запечатлевает все его грехи и благие поступ- ки, которые после смерти будут сообщены на божьем суде. Солнечное божество армян Тир – секретарь главного бога древних армян Ара Прекрасного – славен покровительством мудрости, наукам и письменности.

В эллинскую эпоху (III – I вв. до н.э.) Тир отождествлялся с Гермесом – по функции покровительства мудрости и письменности – либо с Аполлоном. Счѐтом времени ведает дух по имени Жук у Жаманак (что означает «время»). В облике седо- власого старика он сидит на вершине горы или на небе и держит в руках два клубка – чѐрный и белый. Когда он раскатывает по одному склону горы белый клубок, занимается день. Тем време- нем чѐрный клубок сматывается, уступая место свету. Затем старик разматывает по другому склону горы чѐрный клубок, и по мере его приближения к подножию сгущаются сумерки, а когда клубок докатывается до низа, наступает ночь .

Ю.Н. Столяров


Комментировать


8 − = пять

Яндекс.Метрика