Историческая наука наших дней | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Историческая наука наших дней

История

История

Историческая наука наших дней, как мы видели, очень широко нонимает свой предмет. Однако каждая наука имеет определенные области, в которых сосредоточены ее основные интересы. Какова сфера основных интересов исторической науки? Нередко отвечают так: ее сфера — прошлое. Это, конечно, правильно, но не точно: все прошлое не может входить в сферу ее занятий, ибо оно слишком обширно. Как известно, прошлое космоса, земли, растительного и животного мира изучают другие специальные науки — геология, палеонтология и др.

Видимо, на долю истории приходится лишь какая-то часть прошлого. Большинство историков сходятся на том, что предметом исторической науки является в первую очередь жизнь человеческого общества во всех ее проявлениях. Именно так ее определяет «Советская историческая энциклопедия»: «Наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем». Однако общество состоит из отдельных людей, и история общества — это в сущности история составляющих его людей. Человек — продукт общества, изменяющийся вместе с его развитием.

Общество нельзя понять в отрыве от жизни составляющих его индивидов: и то, и другое теснейшим образом связано, образует единое целое. Поэтому, изучая общество, историческая наука не может не изучать отдельных людей. Конечно, общество — это вовсе не простая сумма составляющих его человеческих единиц, а нечто иное, качественно отличающееся от них.

Этого не понимают многие буржуазные ученые. Так, английский философ Д. С. Милль утверждал: «Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами… В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть с ним сведены. Сложение причин есть всеобщий закон общественных явлений».

В действительности законы, определяющие жизнь общества как целого, отнюдь не всегда совпадают с теми, которые управляют поведением отдельных людей. Для правильного понимания тех и других необходимо применить марксистский метод диалектического материализма. Но сказав, что предметом исторической науки является прошлая жизнь общества и общественного человека в их тесной связи, это еще не значит, что мы охватили все содержание исторической науки. Ведь жизнь общества и общественного человека изучают и другие науки общественного цикла— социология, политическая экономия, социальпая психология и др. Могут сказать, что, в отличие от исторической науки, эти дисциплины изучают общество и человека в настоящем. Однако граница между прошлым и настоящим в значительной мере условна, она все время смещается.

Кроме того, все науки об обществе постоянно вынуждены обращаться к прежним этапам в развитии своего объекта, ибо любое явление в жизни общества трудно, а порой даже и невозможно изолировать от его прежних состояний. Многое в этих явлениях объясняется их прошлым. Из этого следует, что все общественные науки, в сущности, также до известной степени являются науками историческими. Поэтому сводить предмет истории лишь к прошлому общества и общественного человека нельзя: такое определение будет не точным.

По-видимому, специфику предмета, которым занимается историческая наука, следует искать не в том, что она изучает, а скорее, в том, как она изучает, как подходит к изучению. В отличие от других наук об обществе, история изучает человека и общество в их развитии и свое главное внимание направляет на исследование тех изменений, которые происходят в различных разрезах жизни общества. Ее интересует, какие этапы прошли общество и общественный человек именно в своем развитии, какие сдвиги происходили в условиях существования общества и человека и как вместе с тем изменялись они сами. Конкретная история этого процесса изменения и является предметом исторической науки.

Н.А. Ерофеев


Комментировать


шесть − = 2

Яндекс.Метрика