История Тарусы и ее окрестностей | Знания, мысли, новости — radnews.ru


История Тарусы и ее окрестностей

Таруса. 9 марта 2013 года.

Таруса. 9 марта 2013 года.

Археологические находки позволяют уверенно говорить, что люди появились на территории современного Тарусского края еще в конце ледникового периода — более 10 тысяч лет тому назад. Это были охотники, кочевавшие вслед за стадами северного оленя.

Сохранила земля тарусская и свидетельства всех последующих исторических эпох: каменного, бронзового и железного веков.

Но обратимся непосредственно к истории Тарусы.

Летописные свидетельства говорят о существовании города уже в 1245 году. Первые упоминания связаны с именем Черниговского князя Михаила Всеволодовича, незадолго до смерти выделившего Тарусу в удел своему младшему сыну Юрию. Поэтому мы вправе считать св. Михаила Черниговского основателем города как столицы княжества на северо-восточной окраине его владений.

Нельзя не отметить, что потомки Юрия Михайловича Тарусского дали российской истории множество известных фамилий, игравших заметную роль на протяжении последующих веков. В первую очередь это конечно же князья Оболенские, от которых пошли многие княжеские роды: князья Тростенские, Серебряные и Золотые, Говдыревские, Лыковы, Щербатовы, затем Волконские и Барятинские и др. Многие из родов Спашские, Конинские «захудали и извелись» уже к XVI—XVII векам.

В самом конце XV века (1494 год) после долгих споров между Иваном Ш и великим князем Литовским было достигнуто соглашение, по которому в сферу влияния Литвы попадали Смоленск, Брянск, Мосальск и другие города. Таруса же и Оболенск оставались за Москвой.

XVI век — из самых беспокойных за всю историю Тарусы. В эту пору она являлась одним из центральных опорных пунктов в системе обороны Московского государства, звеном в цепи городов-форпостов на Оке, противостоящих набегам крымских татар, черкесов и др.

Таруса. 9 марта 2013 года.

Таруса. 9 марта 2013 года.

Здесь периодически располагались войска Передового полка или полка Правой руки. Естественно, не следует понимать буквально, что многотысячное войско находилось на постое в самой Тарусе. Большая часть была рассредоточена по окрестным деревням или «становищам» (станам) вблизи города, но не непосредственно в нем самом: «У Тарусы, где пригоже, от Оки с версту или з две, а не на самом берегу».

Часто воеводами на Оку назначались потомки тарусских князей: Оболенские, Барятинские.

К середине XVII столетия Таруса уже полностью утратила свое военное значение и фигурирует в 1661 году в росписи городов, «в которых городовых и острожных крепостей нет».

Скудость информации в письменных источниках о Тарусе до конца XIV века для исторических реконструкций жизни города и княжества выдвигает на первый план данные археологии. Классические археологические раскопки в исторической части любого современного города чрезвычайно затруднительны по целому ряду объективных причин. К счастью, существуют и другие методики исследований: разведки, наблюдения за разрытиями строительных котлованов, траншей, зачистки обнажений культурного слоя в оврагах и по берегам рек и т.п.

В Тарусе археологам сопутствовала удача. При детальном обследовании центральной части города на мысу высокого правого берега реки Таруски, несколько выше ее устья, был обнаружен довольно мощный культурный слой, содержащий обломки керамики с линейным и волнистым орнаментом, изготовленной на гончарном круге.

Древняя глиняная посуда благодаря детальной изученности ее форм, типов, размеров, различию примесей в тесте> характеру обжига давно стала одним из главных датирующих признаков, по которым ученые могут уверенно говорить о времени ее лепки. В числе найденных отдельные фрагменты керамики по способу их изготовления, формам сосудов и характеру нанесения орнамента могут быть отнесены к XI веку. Большинство же обломков горшков и мисок датируется XI—XII веками. Также здесь были обнаружены различные предметы, многие из которых известны у всех славянских племен, а отдельные характерны только для славян-вятичей.

Таруса. 9 марта 2013 года.

Таруса. 9 марта 2013 года.

Среди них обломки стеклянных браслетов — украшений, присущих именно городским модницам в конце XI — начале ХШ века; биллоновые (сплав меди и серебра) семилопастные височные кольца, типологически соотносимые с аналогичными украшениями XII века; бипирамидальная бусина из красного закавказского сердолика; бронзовые перстни и браслеты, пряжки и бубенчики, подвески; пряслица для веретен из розового шифера, известные в Древней Руси с середины XI века до середины XIII века; костяной гребень, железные ножи, так называемые «калачевидные» кресала для высекания огня, ключи и замки, наконечники стрел, бытовавшие с X по XIV век. Иными словами, часть этих предметов могла быть оставлена людьми, жившими здесь за сто, а то и двести лет до того, как Михаил Черниговский составил свою духовную грамоту.

В целом на археологическом материале в Тарусе вырисовывается картина, характерная для становления многих небольших городов и городков в черниговских и окрестных землях.

Но что же все-таки послужило причиной возникновения города Таруса в Черниговском княжестве, на землях вятичей?

Долгое время вятичи жили довольно обособленно даже от своих ближайших соседей. Русские летописцы неоднократно упоминают походы киевских князей в X—XI веках для завоевания вятичей. Составители так называемой Радзивилловской (или Кенигсбергской) летописи даже в конце XV столетия сочли необходимым проиллюстрировать факт получения дани «от вятичъ» киевским князем Святославом, в ряду важнейших внешнеполитических и исторических событий.

Среди иных восточнославянских племен, входивших в состав Древнерусского государства, вятичи дольше всех активно противились принятию христианства и, по образному выражению историка, «сохраняли свою племенную физиономию».

Таруса. 9 марта 2013 года.

Таруса. 9 марта 2013 года.

На рубеже XI—XII веков ситуация начинает меняться. К этому времени единая в прошлом земля вятичей оказывается разделенной между Черниговским, Смоленским, Ростово-Суздальским и Рязанским княжествами. По ее территории прокладываются новые торговые пути, связывающие стольные города. На этих путях-дорогах и вблизи них возникают небольшие крепости-городки как опорные пункты для их охраны. Некоторые из этих крепостей-городков позднее станут столицами небольших княжеств. Говоря о Тарусе, следует сказать, что, несмотря на находки здесь типичных для XII века «городских» материалов, это не означает, что уже тогда город был столицей удельного княжества. Хотя, несомненно, имел значение оборонительного пункта на Оке и являлся центром значительной сельской округи.

В ХШ веке страшным огненным ураганом обрушились на Русь монголо-татарские орды. Их жертвами стало множество городов, городков, поселков, замков, сел и деревень. Далеко не всем городам удалось возродиться на пепелищах. Многие, как, например, Рязань, Козельск, были перенесены и вновь отстроены на новых местах.

У Тарусы судьба иная. Она сумела пережить разрушительное нашествие. И в конце ХШ — начале XIV века можно даже говорить о некотором возвышении ее роли в истории верховских княжеств .

В первую очередь благодаря выгодному расположению на окском берегу и, возможно, личностям князя Юрия Михайловича и его сыновей Всеволода Тарусского и Константина Оболенского.

К середине XIV века, находясь на пограничье Литовских и Московских земель, в отличие от других верховских княжеств, ставших подручниками князя Литовского, «князи торусские» тяготеют к бурно развивающейся Москве и вскоре оказываются в вассальной зависимости от нее. Становятся «слугами» Московского великого князя — «брата старейшего», но остаются при этом полноправными землевладельцами своих «отчин и дедин», сохраняя значительную степень независимости.

В середине XIV века князья тарусские уже не являлись фактическими, а скорее номинальными, владельцами удела. А после кончины в 1481 году последнего жалованного владетеля города князя Андрея Васильевича Меньшого (княжил с 1473 года) Таруса была взята «под руку» Великого князя Московского и утратила свое самостоятельное значение на политической карте Руси.

Таким образом, перед нами предстает довольно непростая эволюция города в эпоху Средневековья. Первоначальный этап его истории — трансформация из сельского поселения в небольшой пограничный городок Черниговского княжества в XII — начале ХШ века. Следующий этап, который можно назвать «удельным» — с 1245 года до конца XIV века. И наконец, «московский» — с конца XIV и до начала XVII века.


Комментировать


− 2 = семь

Яндекс.Метрика