Концепции национальной идентичности в белорусском информационно-культурном поле | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Концепции национальной идентичности в белорусском информационно-культурном поле

Концепции национальной идентичности в белорусском информационно-культурном поле

"Цветные революции" на постсоветском пространстве, прямо или косвенно поддерживаемые геополитическими соперниками России, несомненно, являются одной из главных угроз её национальной безопасности. Различающиеся "по цвету", но схожие по своей сути, эти перевороты существенно ослабили позиции Российской Федерации в Грузии, Молдавии и на Украине, привели к захвату власти в этих странах антироссийскими политическими силами, которые взяли курс на усиление центробежных процессов в политической, экономической и культурной сферах.

Наметилась тенденция их сближения с Евросоюзом и Североатлантическим альянсом, Россия столкнулась с угрозой окружения своей территории военными базами и наступательными вооружениями блока НАТО. В связи с этим выявление технологии "цветных революций", первой фазой которых является подготовка общественного мнения к перевороту, безусловно, входит в число первоочередных национальных задач. В ряду стран бывшего СССР Белоруссия стоит особняком как самое последовательное в интеграции с Россией государство. Несмотря на это, белорусское общество подвергается значительному информационному воздействию со стороны антиинтеграционных массмедиа, которое направлено в первую очередь на вырабатывание у людей устойчивого неприятия любых объединительных процессов и коренное изменение национальной идентичности белорусов.

По меткому замечанию историка Я. Трещенка, Белоруссия находится на стыке двух цивилизаций – западнохристианской и восточнохристианской, которые сконструировали к началу XX в. два варианта белорусской национальной идеи, а именно: национал-сепаратизм (или белорусский национализм) и западнорусизм (или белорусскую православную национальную идею) . Первая отличается строгим европоцентризмом и специфической трактовкой исторического прошлого, призванной обосновать отрыв Белоруссии от трансгосударственного цивилизационного сообщества, именуемого Русским миром.

Вторая имеет глубокие исторические корни и, в отличие от национал-сепаратизма, обладает значительно большей социальной базой. Ожесточённая идейная борьба адептов двух моделей белорусской национальной идентичности обострилась после распада Советского Союза. Как показал опыт предшествующих "цветных революций" на просторах бывшего СССР, главная их цель – не просто демонтаж правящего режима и смена внешнеполитической ориентации руководства, но и изменение цивилизационного кода народов, что в долгосрочной перспективе ведёт к нужным последствиям для геополитического игрока, инициирующего "цветную революцию", а также снижает издержки от таких переворотов.

В белорусской ситуации евроатлантические государства делают ставку на полномасштабную реализацию национал-сепаратистского проекта. Положение усугубляется тем, что ясно выраженной зрелой альтернативы пока не сформировалось, и националистическая парадигма выступает в качестве единственного претендента на роль национальной идеи. Однако первые ростки нового течения, опирающегося на историческую традицию западнорусизма второй половины XIX – начала XX вв., уже заметны и вызывают обеспокоенность в кругах оппозиции, ориентированной на Запад .

Для понимания сути процессов, происходящих в информационнокультурном поле Белоруссии, следует рассмотреть основные идейные установки национал-сепаратистской концепции белорусского самосознания. Они сводятся к нескольким базовым принципам, которые, по мнению приверженцев данной концепции, подтверждаются самим ходом исторического развития.

1. Белоруссия является частью западнохристианской европейской цивилизации. Истоком белорусской государственности является Великое княжество Литовское, а не Древнерусское государство, само существование которого, равно как и древнерусской народности, ставится под сомнение.

2. Белорусы, являясь носителями ценностей западнохристианской цивилизации, неизбежно вступают в конфликт с Россией – олицетворением восточнохристианской цивилизации. Конфликты между государственными образованиями или квазигосударствами, существовавшими на территории современной Республики Беларусь, и Россией (будь то Великое княжество Московское, Русское царство, Российская империя или СССР) воспринимаются как столкновения различных миров. Наиболее показательным примером является возвеличивание битвы под Оршей в 1514 г. – одного из многочисленных сражений русско-литовской войны 1512–1522 гг. Пафос повествования сторонников национал-сепаратистской концепции об этой битве сравним с европейской патетикой при описании Венского разгрома турок в 1683 г. или победы Карла Мартелла над арабами в битве при Пуатье.

Еловик Алексей Александрович


Комментировать


семь + = 11

Яндекс.Метрика