Культурно-экономические характеристики как определяющий фактор мотивированности личности на достижение цели | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Культурно-экономические характеристики как определяющий фактор мотивированности личности на достижение цели

В настоящее время для мира не характерна культурная изоляция, так что представители различных культур имеют возможность взаимодействовать друг с другом и активно ею пользуются. Ни для кого не секрет, что каждая культура в какой-то степени отличается от любой другой.

Более того, каждая культура определенным образом воздействует на человека, в нее входящего, формируя у него определенные качества и личностные черты. Установки и законы культуры, в которой существует человек, оказывают на него влияние, даже если отрицаются им. Характеристики культуры, в частности культурные ценности, являются основой для культурной мотивации общества, таким образом создавая определенное направление, в котором движется общество в целом и каждый его представитель в частности. В нашем исследовании рассматривается влияние культурно-экономических характеристик на мотивированность личности на достижение цели, что является прямым следствием развитости у человека ряда психологических потребностей.

Его актуальность обеспечивается нацеленностью исследования на понимание механизмов воздействия культуры на человека, что в реалиях современного мира является достаточно востребованным. Основой нашего исследования стала теория модернизации Р. Инглхарта, американского социолога и политолога, профессора Мичиганского университета, в которой культура описывается как отправная точка развития общества [1]. При этом понятие культуры мы в нашем исследовании трактуем в соответствии с теорией Г. Хофстеде, нидерландского социолога, определившего ее как «коллективное программирование сознания, которое отличает членов одной группы или типа людей от других» [2]. Данное определение культуры позволило нам в нашем исследовании удалиться от понимания культуры как характеристики, присущей только странам или народностям.

Говоря же о психологических потребностях личности, мы опираемся на одну из «мини-теорий» в рамках теории самодетерминации Э. Дэси и Р. Райана, к которым относятся теория организмической интеграции, теория когнитивной оценки, теория каузальных ориентаций, теория базовых психологических потребностей и теория содержания целей [3]. В соответствии с этой теорией, к базовым психологическим потребностям личности относятся потребность в автономии как стремление самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, потребность в компетентности как стремление быть эффективным в деятельности и потребность в связанности как стремление находиться в близких отношениях с другими людьми [4].

Помимо этого, мы исследовали некоторые психологические потребности, выделенные Д.  Джексоном, которые также могли быть характеристиками мотивированности личности на достижение цели. Определение «Мотивированность личности на достижение цели» было сформулировано как склонность к практическому удовлетворению исследуемых психологических потребностей и достижению таким образом поставленных целей. Наиболее эффективным способом определения влияния характеристик различных культур нам представляется проведение исследований, выборка которых включает в себя представителей всех исследуемых культур, т. е. исследование должно быть кросс-культурным. Исходя из этого, в наше исследование мы включили представителей двух предположительно различных культур, а именно — России и Казахстана.

Так как во временном периоде, соответствующем периоду обучения в университете, становятся более актуальным потребности в самореализации, мы сочли возможным использование для исследования выборки, состоящей из студентов высших учебных заведений [5]. Помимо этого, Р. Инглхарт высказывал гипотезу, что именно периоду ранней взрослости, соответствующему периоду обучения в вузе, соответствует период формирования ценностей. В исследовании были задействованы студенты государственных вузов городов Караганды и Томска. Выборка исследования составила 162 студента.

Студенты, принявшие участие в исследовании, обучались на 3–4-х курсах, поскольку при исследовании студентов более младших курсов существовала возможность недостаточного уровня погружения их в изучаемую культуру. Цель нашего исследования была сформулирована следующим образом: изучить влияние культурных характеристик на мотивированность личности путем межгруппового анализа. Гипотезой же стала формулировка «Культурные характеристики оказывают непосредственное влияние на формирование мотивированности личности на достижение цели». Для достижения поставленной цели и в соответствии с методологической базой в нашем исследовании был задействован ряд методик. Для определения типа культурно-экономических характеристик были использованы методика измерения ценностей Г. Хофстеде (G. Hofstede, VSM 2013) и опросник Р. Инглхарта (R.  Inglehart) в модификации М.С.  Яницкого. Психологические потребности личности определялись с помощью шкал «Потребность в достижении» и «Потребность в общении» «Формы по изучению личности» (Personality research form, PRF) Д.  Джексона (D.  Jackson) в модификации И.М.  Кондакова, и шкалы потребности в автономии, компетентности и связанности с другими людьми опросника BMPN (Balanced measures of psychological needs) К.М.  Шелдона (K.M.  Sheldon) и Дж.С.  Хилперта (J.C.  Hilpert) в апробации Д.А.  Леонтьева. Помимо этого, нами было решено определить, насколько

респонденты, обладая различным уровнем выраженности психологических потребностей, открыты знаниям и опыту, что также может служить элементом мотивированности на достижение цели. Для этого нами были использованы шкалы «Открытость знаниям» и «Открытость опыту» личностного опросника B5 в адаптации Е. Осина. Данный набор методик позволил нам охватить все необходимые для проведения исследования области. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе испытуемым были предложены методики, исследующие культурно-экономические характеристики.

На втором, соответственно, методики, направленные на определение уровня открытости знаниям и опыту и психологических потребностей личности. Применение t-критерия Стьюдента показывает, что между выборками существует ряд статистических различий на достаточном уровне. Среди культурно-экономических характеристик различия обнаружены по показателям «Дистанция власти» (t = 2,690 при p = 0,008), «Индивидуализм/коллективизм» (t = –2,117 при p = 0,036) и «Традиционные/секулярно-рациональные ценности» (t = 2,005 при p = 0,047). Среди психологических потребностей различия обнаружены по показателям «Потребность в автономии» (t = 3,580 при p = 0,000), «Потребность в компетентности» (t = 2,605 при p = 0,010) и «Потребность в общении (аффилиации)» (t = 2,150 при p = 0,033). Полученные данные позволяют заключить, что студенты вузов г. Томска находятся в культуре с менее выраженными показателями секулярно-рациональных ценностей, более склонной к интеграции членов общества в группы и большей степенью неравенства в иерархических отношениях, чем студенты вузов г. Караганды. Стоит отметить, что, в соответствии с теорией Г. Хофстеде, склонность культуры к низкой дистанции власти как восприятию иерархической лестницы как неравенства в целях общего удобства и более демократическую форму взаимодействия, и преобладанию индивидуализма как низкой степени интеграции членов общества в группы, говорит о тенденции культуры к развитию [2].

Также у студентов карагандинских вузов в большей степени выражены психологические потребности в автономии, компетентности и аффилиации, что указывает на их большую склонность к достижению поставленных целей, совершенствованию собственных навыков и способностей и групповой коммуникации. Это также соотносится с предположением о склонности изучаемой культуры к развитию, поскольку свидетельствует о возможности подпитки и реализации исследуемых психологических потребностей, что характерно для культур, члены которых имеют возможность развиваться и совершенствоваться [6]. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить, что параметр традиционных/секулярно-рациональных ценностей на достоверном уровне связан с параметрами потребности в достижении (r = 0,317 при p = 0,000), потребности в компетентности (r = 0,174 при p = 0,027), потребности в аффилиации (r = 0,244 при p = 0,002) и открытости знаниям (r = –0,160 при p = 0,041), а параметр индивидуализма — с параметром потребности в компетентности (r = –0,160 при p = 0,041). То есть принятие в культуре рациональных ценностей, ориентация и преобладание светскости над религиозностью дает больше возможностей взаимодействовать с другими людьми, пытаясь достичь поставленной цели, а также реализовывать стремление превзойти свои или чужие результаты в деятельности и совершенствовать собственные навыки и способности.

Отсутствие же в культуре тенденции к интеграции в группы [2] также дает ее представителям возможность повышения собственной компетентности в выбранной ими деятельности. Помимо этого, были выявлены связи между показателями открытости и психологическими потребностями личности, что позволяет предположить, что чем более человек склонен к получению новых знаний и нового опыта, тем более он склонен к реализации собственных психологических потребностей. Таким образом, полученные результаты позволяют предположить наличие непосредственного влияния уровня предпочтения традиционных ценностей на мотивированность студента на достижение целей, т. е. чем более культура рациональна и поощряет выражение собственного, а не навязанного группой мнения, тем в большей степени в ней становится возможной реализация вышеобозначенных психологических потребностей. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.

Студенты карагандинских высших учебных заведений обучаются в культуре, в которой в большей степени преобладает рациональность поведения и стремление к достижению успеха, что позволяет им более эффективно приобретать определенные черты, формирующие у них более выраженную мотивированность на достижение поставленной цели. Такими чертами являются потребность в достижении как стремление превзойти уже полученные самим студентом, либо же кем-то еще результаты; потребность в компетентности как стремление быть эффективным и справляться с поставленными задачами; потребность в аффилиации как стремление активно взаимодействовать и коммуницировать с людьми. Кроме того, данные черты связаны с открытостью знаниям и опыту, однако значимых различий между показателями томской и карагандинской частей выборки по данным показателям получено не было, что позволяет сделать предположение о присущести данных качеств представителям студенчества как людям, находящимся в процессе образования, вне зависимости от культуры, в которой они находятся.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии прямой зависимости между культурно-экономическими характеристиками общества и мотивированностью личности на достижение цели, что подтверждает заявленную нами гипотезу. Помимо этого, можно предположить, что данные свойства культур университетов обеспечены их оформленностью, поскольку томские университеты обладают более богатой историей и набором традиций, которых студенты и преподаватели могут придерживаться в большей степени, чем студенты и преподаватели карагандинских университетов, в которых, из-за их относительно недавнего появления, культура является более гибкой.

Литература

1. Инглхарт Р., Вельцель  К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. — М.: Новое издательство, 2011.

2. Hofstede  G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context // Online Readings in Psychology and Culture. 2011.

3. Гордеева  Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть  1: Проблемы развития теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2010. № 4 (12). Режим доступа: URL: http://psystudy.ru.

4. Современная психология мотивации / под ред. Д.А.  Леонтьева.  — М.: Смысл, 2002. — 343 с.

5. Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. — М.: СГУ, 2010. Вып. 12.

6. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. — М.: Смысл; Академия, 2006. * Исследование выполнено при поддержке РГНФ № 15-06-10803.

С.А. Богомаз, С.А. Цыганов


Комментировать


четыре − = 2

Яндекс.Метрика