К вопросу о полицейском государстве | Знания, мысли, новости — radnews.ru


К вопросу о полицейском государстве

В сложившейся международной ситуации, в активной информационной войне, все чаще в статьи иностранных СМИ встречается мысль о том, что «Россия – полицейское государство». Поскольку современное поколение не привыкло проверять полученную информацию, это высказывание для некоторых из его представителей становится абсолютной истиной, которую они активно поддерживают и защищают.

Поэтому важнопонимать, что же собой представляет полицейское государство, чем оно характеризуется. Полицейское государство4 основанное на чрезмерном вмешательстве государства в жизнь частных лиц, регламентирующее их образ действий и наблюдающее за тщательным исполнением этой регламентации.

Для него характерны следующие признаки1 : 1) Отсутствует разделение властей (на законодательную, исполнительную, судебную). 2) Отсутствует структурированность закона сверху вниз (нет закона, имеющего высшую юридическую силу, деления на федеральные конституционные, федеральные законы, законы субъектов и т.д.). 3) При возникновении конфликта между гражданином и представителем полиции, на практике превалирующей оказывается точка зрения полиции (т.е. полицейские имеют привилегии перед законом). 4) Полиция имеет гораздо больше прав, по отношению к гражданину, чем обязанностей. 5) Полицейский имеет возможность безнаказанно, иногда просто так, ударить гражданина (т.е. полиция обладает правом нарушать закон). 6) Безусловное принудительное подчинение властным решением. 7) Действует принцип «разрешено только то, что прямо установлено в законах государства». 8) Психологически полицейский считает себя выше граждан. 9) Способ государственно-правового регулирования – запрет. 10) Индивид бесправен. Он является объектом власти, но не субъектом прав. Анализ современных характеристик нашего государства позволяет опровергнуть большинство этих признаков, признав их ничтожными для наших реалий: 1) Разделение властей в РФ прописано в Конституции РФ в ст. 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Законодательная: Совет Федерации и Государственная Дума (Федеральное Собрание) (гл.5, Конституции РФ). Исполнительная: Правительство РФ (гл.6, Конституции РФ). Судебная: Совокупность судов РФ (гл.7, Конституции РФ). 2) Конституция РФ – закон, имеющий высшую юридическую силу. Основными источниками права в РФ являются Конституция, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Значит, в России сложилась четкая иерархия нормативных актов. 3) Согласно ст. 6 Гражданского процессуального кодекса РФ: «Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств».Т.е. лицо, являющееся сотрудником правоохранительных органов, не имеет привилегий перед другим гражданином.

4) В ФЗ «О полиции» от 17. 02.2011 в ст. 12 прописаны обязанности полиции в 43 пунктах (при условии, что п.42 утратил силу), в ст. 13 прописаны права полиции в 38 пунктах (при условии, что п. 26 утратил силу). Путем нехитрых математических вычислений получаем, что обязанностей у полиции в РФ больше. 5) В п.2 ст. 268 УК РФговорится, что «деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». Следовательно, к сотрудникам полиции применяются соответствующие меры наказания. 6) В п.2, ст. 46 Конституции РФ указано: «Решение и действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, могут быть обжалованы в суде». Данная проблема возникает, например, при несогласии гражданина с решением суда, т.е. он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящей инстанции. 7) В п.2, ст.45 Конституции РФ говорится: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Делаем вывод: в России действует принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». 8) Т.к. в России «разрешено все, что не запрещено законом», действует, преимущественно, дозволение как способ государственного регулирования. 9) В ст.2 КРФ подчеркивается: «Человек, его права т свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Т.е. индивид не только имеет права, но государство обязуется их защищать.

Таким образом, нет оснований для понимаия России как полицейского государства Почему же продолжает иметь место попытка назвать Россию полицейским государством?Анализ ответов на форумах сети Интернет позволяет найти ответ на этот вопрос: 1) Для Западных СМИ это способ очернить Россию. 2) Граждане РФ говорят об этом, если столкнулись с полицейским произволом. НО! всегда есть законные способы с ним бороться. 3) Кто-то считает, что раз есть полиция (а не милиция), значит, есть и полицейское государство. 4) Другие считают, что у нас только формально 3 ветви власти. Скорей всего, это можно объяснить тесной взаимосвязью ветвей. НО! это явление имеет место и в правовом государстве.

5) Для других важно количество полицейских на каждые 100 000 человек (5641 , по данным разных источников это число варьируется от 500 до 1000).Но это далеко не первое место. 6) Некоторые обосновывают свое мнение на том, что в России есть государственный сектор в экономике, значит, нет свободной конкуренции, следовательно, нет равноправия, что далеко не так. Выше изложенное дает основание сделать вывод, что Россия как современное государство не являет собой полицейское государство, а в достаточной мере соответствует тем критериям о правовом демократическом государстве, которые это четко прописано в ее Конституции.

А. КИСЕЛЕВА


Комментировать


+ четыре = 7

Яндекс.Метрика