К принципам военной педагогики | Знания, мысли, новости — radnews.ru


К принципам военной педагогики

Основы военной педагогики

Основы военной педагогики

К излагаемым в учебниках и пособиях принципам военной дидактики жизнь добавляет еще одно важнейшее требование, о котором в особенно уместно открыто говорить. Поясним его сущность примером из рассказа, упомянутого в предисловии офицера. Когда он начинал свою педагогическую работу в военном училище, ему порекомендовали побывать на занятиях у преподавателя, имеющего большой опыт обучения курсантов и считавшегося одним из лучших методистов в училище.

Занятие произвело на него очень большое впечатление, С первых минут и до ого окончания руководитель полностью владел аудиторией: научность и идейная направленность изложения сочетались с наглядностью и логичностью объяснений, с высокой командирской требовательностью к курсантам: речь, методические приемы использования учебных приборов, таблиц стрельбы, классной доски — все было на высоком уровне, материально занятие было обеспечено полностью; руководитель убедительно показал значение изучаемых вопросов для практической работы в войсках и боевых действий артиллерийских подразделений.

Надолго у молодого офицера сохранился в памяти этот урок как образец для подражания. И только несколько лет спустя, он, уже будучи преподавателем Высших офицерских курсов «Выстрел», понял, чего недоставало руководителю на том памятном уроке с курсантами; почему воспоминания об этом занятии вызывали чувство обеспокоенности, неудовлетворенности. Недоставало, как он теперь понимал, личной заинтересованности преподавателя в итогах обучения; в поведении руководителя чувствовалось некое превосходство, скрытое пренебрежение к курсантам; было заметно, что он любуется своим мастерством, давая попять, что он свое дело ведет отлично, а усвоение материала — дело самих обучаемых.

Спрашивается — правомерно ли предъявлять такому преподавателю еще одно требование дополнительно к известным принципам педагогики — не быть равнодушным к успехам или неуспехам обучаемых, требовать от руководителей любых занятий не только осуществления известных дидактических принципов, но и увлеченности, энтузиазма, горячности?

Можно ли формулировать как принцип обучения требование к преподавателю — вести занятия страстно, увлеченно; любить свою профессию, свой учебный предмет, не быть «обучающей машиной», а воодушевлять обучаемых па активную сознательную работу; увлекать и возбуждать у них интерес и любовь к изучаемому предмету, сочетать принципы педагогики с душевным и сердечным отношением к обучаемым?

Да, именно все эти качества совмещают многие преподаватели; каждое военное учебное заведение имеет среди преподавательского состава таких офицеров-энтузиастов, всегда принимаемых обучаемыми как своих настоящих учителей.

В книге «Полевая академия», рассказывающей об опыте обучения офицерского состава на курсах «Выстрел» за 60 лет, подчеркивается, что особенностью взаимоотношений между преподавателями и слушателями все годы являлась глубокая обоюдная заинтересованность в успешном усвоении программ.

Общим уважением и заслуженным авторитетом за глубокие знания, умелое проведение сложных занятий и душевное отношение к обучаемым пользовались многие офицеры курсов. В книге рассказывается о таких преподавателях послевоенных лет, как полковники И. П. Антонов, В. А. Александров, П. Н. Тищенко, П. Т. Крамаренко, И. В. Федотенков, майор Ф. Я. Мухов, которые являлись энтузиастами-преподавателями, заложившими традиции такого характера обучения на курсах «Выстрел».

Талантливым воспитателем и отличным методистом по праву считался старший преподаватель огневой подготовки майор Р. А. Минин. Заслуженный мастер спорта по пулевой стрельбе, впоследствии полковник, заслуженный тренер СССР, многократный участник сборных стрелковых команд Советского Союза и Вооруженных Сил, он сочетал в себе многолетний практический опыт и глубокие профессиональные знания с товарищеской доброжелательностью и умелым подходом к каждому обучаемому.

«Занятия полковника Минина, — вспоминал много лет спустя выпускник курсов «Выстрел» подполковник В. Вишняков, — слушатели всегда ожидали с нетерпением. На них было интересно и поучительно. Наш любимый преподаватель был для пас настояшим учителем и другом. Мы часто приходили к нему за советом по самым различным вопросам учебы и жизни».

Такие традиции во взаимоотношениях со слушателями на курсах «Выстрел» поддерживаются многие годы. Опыт курсов показывает, что энтузиастами-преподавателями могут являться не только отдельные одаренные офицеры, а такой стиль преподавания может быть достоянием всего преподавательского состава. Для этого надо не только четко сформулировать требования к современному военному педагогу быть энтузиастом обучения и воспитания, по и вести умную организованную методическую работу с самими преподавателями, воспитывать из них не просто отличных методистов, по людей, любящих преподавательскую работу.

Таким образом, наряду с принятыми в военной педагогике и психологии принципами обучения — научностью, сознательностью, активностью и самостоятельностью, последовательностью и другими — можно формулировать и рассмотренное требование, как увлекательность обучения.

Принцип увлекательности обучения требует от преподавателей помимо глубоких профессиональных знаний, умений и навыков еще и желании проводить занятия живо, неравнодушно, интересно; требует искренней заинтересованности в успехе обучения, любви к своей профессии. Такое обучение было всегда присуще лучшим военным педагогам; умеют так проводить занятия и многие нынешние военные преподаватели.

Как добиваться такой направленности занятий? Своим опытом делится старший преподаватель огневой подготовки курсов «Выстрел» полковник В. Г. Исаев.

«В первую очередь, преподаватель должен сам настроиться па проведение занятия. Уже с утра, иногда даже с вечера накануне занятия, — рассказывает он о себе, — в уме продумываешь начало урока, его ход; как вести объяснение главного вопроса, чем заинтересовать обучаемых; для полевого занятия продумываешь вариант на случай плохой погоды, как надо одеться самому и слушателям и т. п. В какой-то мере такое состояние напоминает спортсмена, «собирающегося» перед стартом. Поэтому непосредственно перед проведением занятия стараешься уединиться, не вступать в разговоры на посторонние темы и уже, конечно, не садишься за 10 минут до начала урока сыграть блицпартию в шахматы».

Такой внутренний настрой считает он важным условием идеального проведения занятия.

Заметим здесь, что необходимость подобной подготовки к занятиям должны понимать и учитывать старшие начальники: преподавателей не следует вызывать для решения каких-либо вопросов непосредственно перед занятиями, а также в перерывах между уроками, особенно, если вызов связан со сложными вопросами или, тем более, недоразумениями. Все это начальники должны отложить до окончания занятий у нужного преподавателя. В этом проявляется их выдержанность и уважение к преподавательскому труду а также забота о том, чтобы занятий были проведены как можно лучше.

«Далее, — продолжает В. Г. Исаев — на эмоциональный настрой самого преподавателя влияет обстановка в аудитории: общий порядок в пей, готовность демонстрационных материалов и технических средств обучения, схем, классной доски, наличие указки, линейки, хороших цветных мелков и чистой губки (тряпки) для стирания с доски и т. и. Поэтому обязательно до начала урока проверяешь аудиторию, опробуешь приборы, стенды, освещение, чтобы на душе было спокойно.

Оказывает влияние на настроение преподавателя и состав обучаемых; их готовность к занятию, заинтересованность в учебном предмете. Трудно проводить урок, если обучаемые прибыли на него без желания, например, когда занятие назначено во внеурочное время, в часы самоподготовки или вместо какого-либо развлекательного мероприятия. В таких случаях приходится мобилизовать все свои силы на то, чтобы преодолеть чувство неудовольствия, собраться и все-таки вовлечь обучаемых в активную работу по освоению такой интересной Страны новых знаний».

Полковник Исаев называет товарищей по преподавательской работе, которые отличаются своим умением и желанием проводить занятия увлекательно, с «огоньком». Это офицеры И. И. Гордеенков, П. Т. Алексиков, О. П. Ворслов. Особенно увлекательно умеет проводить занятия полковник Ворслов. Его обучаемые — от солдат до старших офицеров — никогда не остаются равнодушными, он обязательно увлекает их своим энтузиазмом, доброжелательностью; личным обаянием, интересным содержанием занятий.

На полевых занятиях он организует учебные места так, чтобы всех обучаемых вовлечь в активную работу; вводит в упражнения элементы соревновательности; не устает сам показывать трудные приемы и действия до тех пор, пока не убедится в правильном их усвоении всеми обучаемыми, откровенно радуется их успехам, Понятно, что такое проведение занятий требует от преподавателя повышенного расхода физических: и духовных сил, зато значительно повышает их эффективность.

«К сожалению, — заключает рассказ В. Г. Исаев, — можно назвать гораздо больше фамилий преподавателей, которые проводят уроки с минимальной затратой эмоциональной энергии. Наверное, пора требование увлекательности обучения считать обязательным наряду с остальными принципами, военной дидактики».

Уместно по этому поводу напомнить, насколько замечательными и эмоциональными были выступлении перед аудиторией Владимира Ильича Ленина. Вот как передает свои впечатления о выступлениях Ленина видный деятель Советского государства А. А. Андреев:

«Трудно подыскать точное определение для ленинских выступлений. Скорее всего это было похоже на порыв, призыв. После каждой речи Ленина люди испытывали какое-то необыкновенное удовлетворение, становилось как-то легко, светло и все ясно».

Это ли не лучший пример для всех выступающих перед аудиторией па занятиях ли, собраниях, совещаниях. И, конечно, обязательное требование ко всем военным преподавателям — особенно актуальное для современных условий жизни нашей страны, активизации всех сфер деятельности людей.


Комментировать


− пять = 3

Яндекс.Метрика