Логика и логическая культура Древней Руси | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Логика и логическая культура Древней Руси

Аннотация

Логика как наука возникла в IV в. до н. э. в Древней Греции, а в России она появилась только в XVIII в. н. э. В этом же столетии ее стали преподавать в духовных академиях и семинариях, готовивших священнослужителей и церковных ученых. Таким образом, становление логики в России началось в XVIII в. Однако ее предпосылки уходят в значительно более глубокие пласты отечественной культуры, которые могут быть определены как древнерусская культура. Поскольку фундаментальной характеристикой культуры является целостность, мы можем ставить вопрос о том, как предшествующее развитие культуры привело в XVIII в. к становлению в России логики как науки. Если становление логики в России началось только в XVIII в., то какие элементы предшествующей культуры привели к нему? Мы полагаем, что к нему привело развитие логической культуры Древней Руси.

Логическая культура общества представляет собой характерную для него совокупность стереотипов мышления, которая проявляется в способах аргументации, а также в умении оценивать умозаключения, разрабатывать гипотезы, систематизировать объекты и т. д. Люди воспитываются не только в определенной политической, нравственной, эстетической и прочей среде, но и в конкретной логической среде, под влиянием которой складывается их логическая культура. Логическая культура общества связана с книгами, периодическими изданиями, радио, телевидением и другими сообщениями коллективной обращенности, которые несут определенную информацию, а также приучают людей воспроизводить различные интеллектуальные операции. Первым логико-философским трактатом в Древней Руси считается «Изборник Святослава», составленный в 1073 г.

Предназначенный для великого князя Святослава Ярославича, он включал в себя 383 статьи, основанные на произведениях Отцов Церкви и Священном писании. «Изборник Святослава» был компилятивным трудом, логическая часть которого содержала изложение аристотелевского трактата «Категории», а также комментария к нему, написанного в III в. сирийским логиком Порфирием. Теория категорий является важной частью системы Аристотеля, однако центральное положение в ней занимает силлогистика, которая в XI в. не была еще известна в Древней Руси. Более обширный логический материал можно было почерпнуть из «Диалектики», написанной в VIII в. византийским богословом Иоанном Дамаскином.

В ней рассматривались аристотелевские категории, а также суждение и категорический силлогизм. Отдельные фрагменты «Диалектики» были помещены в «Изборник Святослава», а полный ее перевод на русский язык появился не позднее XIII столетия. Знакомство с категорическим силлогизмом, представляющим собой разновидность умозаключения, является важной стадией в развитии логической культуры Древней Руси. Логика обычно определяется как наука о формах мышления, однако ядром логической проблематики является анализ умозаключений. До появления логики было еще далеко, однако Древняя Русь познакомилась с силлогистикой, которая является первой в истории человечества логической теорией.

Агапов Евгений Петрович


Комментировать


три − 1 =

Яндекс.Метрика