Манипулятивные технологии в информационном пространстве | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Манипулятивные технологии в информационном пространстве

В статье анализируется манипулятивнное воздействие на людей через информационное пространство. Рассмотрены роль Интернета в вербовочной деятельности террористических организаций. Приведены примеры референтных групп, подверженных влиянию. Раскрыты некоторые приёмы, используемые террористами в вербовочной деятельности. Выявлены признаки, свидетельствующие о возможной подверженности объекта вербовочным манипуляциям. Приведены этнопсихологические особенности, используемые террористами. Представлены этапы манипулятивных операций.

Ключевые слова: Манипуляция, технология, экстремизм, терроризм, психология.

Сегодня манипулятивные технологии пронизывают буквально всю нашу жизнь. Не обходят стороной они и религию, в результате чего в ряде случаев может появляться религиозный экстремизм. Для манипулирования в целях вовлечения в экстремистскую деятельность используются традиционные приёмы манипулирования-запугивания, дезинформация, шантаж и т. д. В связи с этим выделяют три уровня манипулирования: 1) первый уровень – усиление существующих в сознании людей нужных идей, установок, мотивов, ценностей, норм; 2) второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкретному явлению;

3) третий уровень – коренное, кардинальное изменение жизненных установок путем сообщения объекту новых, сенсационных, необычных, драматических, необычайно важных для него сведений (данных). Принято выделять также базовые объекты манипуляции сознанием: — опорные социальные группы (студенты); — группы влияния (политики, общественные деятели, религиозные лидеры и т.д.); — уязвимые группы населения (молодёжь, женщины и т.д.) Существуют оптимальные условия, при которых происходит манипуляция сознанием: — маленькая «карта мира» (недостаточный опыт социализации); — ослабленные факторы критического восприятия действительности; — нересурсные состояния объекта (бедность, депрессия, развод и т.д.); — низкая самооценка; — переживание социальной несправедливости; — социально изолированные люди; — люди, зацикленные на теме мистики и эзотерики; — десоциализация (утрата важных ценностных критериев принадлежности к определённой социальной группе); — желание уйти с периферии социального поля («со мной / нами должны считаться») Поиск потенциальных объектов вербовки в основном происходит через социальные сети.

Там происходит сбор информации о лицах, которые могут быть полезны террористам. На социальных страницах публикуют информацию, касающуюся террористических организаций, либо напрямую: «интересуюсь крайне радикальным исламом», либо косвенно пользователь открыто публикует недовольство властью и т.п. , и намерения совершать противоправные действия: «Стоимость парковки в Москве запредельная,- осталось только заложить скелет, скоро начну поджигать эвакуаторы». Избыточно откровенная социальная страница ест социальный срез сознания.

Внешние признаки вербовки (ни один из признаков не может быть рассматриваем отдельно, они существуют только в связке между собой): — внезапно меняется лексика человека ,что не связано с учебным процессом (появляются слова, появляются слова, нехарактерные для его социальной группы); — меняются паттерны поведения ( человек может резко бросить пить и курить, перестаёт ругаться- происходит усвоение новых правил жизни); — повышение самоуверенности; — объект вербовки начинает демонстративно себя вести (совершает обрядовую молитву при всех); — внезапная увлечённость силовыми единоборствами, стрельбой, эзотерикой, мистикой, специальными компьютерными играми; — резкое изменение пищевого рациона (перестаёт есть свинину); — меняется отношение к чему-либо (пересмотр роли женщины); — смена гардероба, вымывание парфюма; — появляются «новые друзья» из другой социальной группы, которые не сообщают сведения о своей прошлой жизни и не знакомятся с твоей семьёй.

В террористических организациях высокая популярность татуировок с отрывками из Корана, в исламе же татуировки любого вида и содержания это харам (запрет). Если вы выявляете наличие подобных символов у человека — это тревожный сигнал. Нужно попытаться аккуратно поговорить с человеком, если не помогает- обратиться к специалистам (штатному психологу либо в соответствующие органы)[4]. Практикой установлено, что чем более осведомленными будут люди, тем труднее манипулировать ими, поэтому объектов психологического воздействия нужно снабжать суррогатом информации – урезанной и усеченной, т.е. такой, которая отвечает целям психологического воздействия [2]. Поэтому очень важно иметь традиционные представления о религии, заложенные ещё с детства.

Свою роль играют и этнопсихологические особенности различных народов, например, народностям Северного Кавказа свойственны импульсивность, эмоциональность, обострённое чувство патриотизма и гордости, тесные родовые (тейповые) связи. Этим часто пользуются вербовщики и манипуляторы. Нужно принимать во внимание также то, что эти традиции укоренились достаточно давно, в связи с историческими и природно-географическими условиями, воспитываются в детях с раннего возраста, поэтому они очень сильны в сознании данных народов [3]. Чрезвычайно важную роль в этом вопросе играет Интернет. Динамичное развитие телекоммуникационных технологий, в том числе электронных сетей выводит проблему терроризма на передний план, особенно в части вербовочной деятельности. Как уже было отмечено, в современных информационных условиях религиозные террористы зачастую используют сеть Интернет.

По мнению ряда экспертов «одной из особенностей пропаганды является неконтролируемое вирусное распространение учебных пособий», а также инструкций, которые чётко прописывают поведение в той или иной ситуации. Ещё одной особенность является так называемый отложенный коммуникативный акт, т.е. сообщение может быть прочитано спустя месяцы после его отправки или размещения на ресурсе. Спустя какое-то время пользователь может пересмотреть свою позицию по отношению к тому или иному вопросу. Кроме того, в социальных сетях распространение сообщений не ограничено и создатели, например, радикального сообщества могут видеть, кто разместил у себя данное сообщение, таким образом, завербовать новых сторонников становится ещё проще. Современные террористические организации имеют сложную сетевую структуру, предполагающую наличие разных субъектов, в том числе по степени квалификации и осведомлённости о выполняемой работе. Обязательным элементом являются структуры, отвечающие за вербовку новых членов.

Вербовочная деятельность делится на два этапа. Функцией первого, подготовительного этапа является стирание границ между субъектом и объектом воздействия. Для вербовщиков в этот период очень важно создать доверительную, благоприятную атмосферу в целях последующего лёгкого восприятия информации. Наиболее распространённой методикой является представление информации о: 1) наличии общего «врага» в лице официального правительства-позволяет привлечь широкую аудиторию; 2) наличии якобы «ущемляемого» этнического меньшинства-привлекает внимание лиц с обострённым политическими или патриотическими убеждениями; 3) деление на «своих» и «чужих» по религиозному принципу-давление на обострённое религиозное самосознание Особенностью методики первого этапа является то, что аудитория уже начинает идентифицировать себя со «своими» и противопоставлять себя «чужим».

На втором этапе осуществляется привлечение внимание и возбуждение интереса на основе уже сформированного некритического восприятия действительности, что позволяет в значительной степени увеличить внушающий эффект воздействия, нежели её рациональную оценку. Методика на втором этапе использует на экстремистских и террористических сайтах такие приёмы как: – выражение открытого протеста и заявления сепаратистского характера, сделанные на по-своему интерпретируемых фактах истической жизни страны; – изобличение официальной власти в «глобальной лжи» путём ежедневно обновляемых новостных сообщений, поданных, опять же, в своём ракурсе; – намеренная дезинформация Универсальные манипулятивные технологии широко известны, поэтому они хорошо отточены и эффективно используются. Эффект достигается за счёт манипуляции информацией и подмены взглядов, установок, представлений [5].

Также не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что чем больше в СМИ затрагивается тематика терроризма, тем больше очков идёт в копилку террористов. Выделим ряд особенностей сообщений в экстремистских сообществах, рассчитанных на молодёжь: слогановый характер, информация подаётся в виде подкастов, коллажей, фотографий, генераторов изображений. Обычным пользователям этот процесс представляется игрой, и они могут вовлекаться в создание экстремистских материалов. Таким образом, «сообщество в социальной сети – это не только объединение людей, но и набор продуцируемых участниками текстов (страниц), видеозаписей, фотографий, аудиофайлов, выкладываемых в рамках концепции группы» можно сделать вывод о том, что гипертекстуальность влияет на возникновение опасных социальных явлений в виде религиозного экстремизма и терроризма [1].

Литература

1. Антонова Ю. А. Виртуальное сообщество в социальной сети как способ распространения экстремистской идеологии среди молодежи // Политическая лингвистика. 2012. № 4. С. 71-80.

2. Виды информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2067920/page:5/

3. Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.

4. Противодействие террористической угрозе и вербовочной деятельности радикальных и экстремистских групп [Электронный ресурс] -Режим доступа — http://politmos.ru/4721- protivodeystvie-terroristicheskoy-ugroze-i-verbovochnoydeyatelnosti-radikalnyh-i-ekstremistskih-grupp.html

5. Тарчоков Б. А. Технологии манипулятивного воздействия, используемые террористическими организациями в вербовочной

деятельности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14. С.100-102.

Н.Н. Варламов


Комментировать


шесть − = 1

Яндекс.Метрика