Марианна – вечный символ свободы? | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Марианна – вечный символ свободы?

Молодая женщина с воинственным взором красуется с фасадов административных учреждений, мэрий и городских зданий во Франции. Чей же изящный профиль гордо обращен к нам с французских почтовых марок, старинных сантим и франков, современных евроцентов и различных произведений искусства? Имя ее звучит величественно и по-простому претенциозно – Марианна.

Это один из немногих исторических символов республики, неустанно фигурирующий в современной французской действительности. Франция и символ женщины – понятия настолько близкие, что это одновременно резкое и женственное имя уже два столетия является национальным символом страны. Какова же она – женственность по-французски? Усиливающийся интерес к Великой французской революции глубоко оправдан. Она знаменовала собой одну из самых значительных вех в истории человечества.

О глубине осуществленных ею преобразований историографы спорят до сих пор. Большинство сходится в одном: по своему содержанию Великая французская революция является буржуазной и антифеодальной. Большое историческое значение имеет смелость провозглашенных Великой французской революцией общественных идеалов. Просветительские идеи прав и свобод человеческой личности впервые прозвучали в первой статье, принятой Национальным собранием 26 августа 1789 г. «Декларации прав человека и гражданина»: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе»1 . Триада «свобода, равенство и братство» символически довела политическое устройство до точки невозврата, подорвав существовавшую тиранию абсолютной власти вместе с концепцией Ж.-Ж. Руссо, что «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах»2 . После казни короля, зимой 1793 г. управляющий финансами Конвента П.Ж. Камбон скажет: «Мы, наконец-то, приплыли на остров Свободы, и мы сожгли корабль, доставивший нас туда»3 . Когда речь заходила о справедливом политическом устройстве, «понятие свободы неизменно оказывалось ключевым»1 .

Французские просветители расходились в трактовках свободы, понимая ее либо в русле ограниченной монархии с разделением властей, либо как республику с всеобщим избирательным правом, но все они полагали ее благом. Именно этот образ общественная волна подняла на огромную высоту, сделав его центральным в революционной символике. Участь нести знамя свободы выпала молодой женщине во фригийском колпаке. Ее история началась в 1792 г. – с года свержении монархии и установления Первой французской республики. Изменение политического режима проложило путь новым символам власти. Желание избавиться от Старого порядка было настолько велико, что королевское мужское начало сменили хрупкие, но непоколебимые женские плечи. Это была Марианна – богиня революции, свободы и истины. Ее образ был официально утвержден на государственной печати Национальным конвентом, увидевшим Францию «в облике стоящей женщины, одетой по-античному, держащей в правой руке пику с фригийский колпаком, или колпаком Свободы, на острие, а левой опирающейся на фасцию; у ног ее будет кормило».

Ее статуи сразу же появились в Париже на площадях Революции и Пик и в других политически весомых городах: в Нанте, Монпелье, Эксе, Лионе, Труа. А имя «Марианна» стали использовать для обозначения Республики. Аллегорический образ Свободной Франции приглянулся многим художникам и скульпторам. Они изображали ее в своих произведениях на разный манер, но в основном двумя путями: воинственной и пылкой или безмятежно торжествующей.

Марианна несла свободу в мир, попеременно сменяя открытое платье до колена полностью закрывающим фигуру античным нарядом. Поза ее передавала то порыв силы, то победное спокойствие. Творцы так же спорили о необходимости наличия фригийского колпака. Находились те, кто считал его слишком революционным, противоречащим миролюбивой и степенной Франции. Но этот закругленный мягкий головной убор еще со времен Древнего Рима означал исключительно свободу: носить его могли только отпущенные на волю рабы. Во Франции колпак распространился со дня штурма Бастилии, причем только в красном цвете. На знаменитой картине Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах»3 он украшает голову Марианны, решительно стремящейся вперед с флагом Республиканской Франции и ружьем.

Грудь ее обнажена, а значит помыслы богини революции чисты и искренни. На первых же рисунках, написанных практически одновременно с рождением революционного образа – в 90-х гг. XVIII, Марианна безмятежна и пребывает, скорее, в наслаждении от осознания наступившего царства свободы. В этих годах триумф был только завоеван и хотелось всеми силами удержать его и зафиксировать, поэтому богиня революции на них либо гордо стоит с победоносно вскинутым на острие колпаком свободы1 , либо восседает на своем троне, созерцая владения2 . Скульптурные воплощения Марианны стали распространяться после Июльской революции 1830 г. Идею триумфа республики лепили из глины, создавали из камня и металлов искусные мастера, но большей частью их имена затерялись во времени. Известны бюсты 1875 г. и 1880 г., где с молодой женщины сняли «излишне бунтарский» фригийский колпак, чтобы водрузить корону – знак консервативной власти.

Но символ свободы на Марианну все же вернулся. Один из таких бюстов выполнил знаменитый французский скульптор Поль Бельмондо. Сначала бюсты воплощали некий собирательный образ, но во второй половине XX в. французы завели традицию использовать черты реальных женщин. Комитетом мэров французских городов выбирались самые достойные из них, красивые и харизматичные. Первой моделью была избрана Брижит Бордо в 1969 г., актриса-бунтарка, которую в Европе вспоминают так же часто, как Мэрилин Монро в США. Результат работы художника и скульптора Алена Аслана был настолько блестящим, что новая традиция понравилась Республике и роль Марианны примерила не одна француженка. В 1972 г. ею была легенда французского кинематографа Мишель Морган, в 1978 г. чести удостоилась простая девушка из бедной семьи, завоевавшая славу чувственного французского голоса – Мирей Матье. Следующей в 1985 г. была успешная актриса Катрин Денев, а через четыре года – популярная топ-модель Инес де ля Фрессанж, внешне похожая на Коко Шанель.

В новом веке прообразом Марианны тоже стала топмодель – Летиция Каста. А в 2003 г. – Эвелин Тома, известная телеведущая и журналистка, принадлежавшая в интеллектуальной элите Франции. С 2012 г. колпак свободы примеряет талантливая киноактриса Софи Марсо, которую очень любят во Франции. Вот она женственность по-французски – такая же многогранная, как Марианна: обаятельная, красивая, талантливая, уверенная в себе, чарующая и постоянно меняющаяся. Идеи Французской революции были воплощены множеством способов, включая политические трактаты идеологов, искусство, моду и даже современную философию успешной и красивой женщины. В XIX в. республиканские символы понимались только в связи с консервативной и монархической Францией, которой и противостояли фригийский колпак, красно-синее знамя и воинственная женщина. Только в XX в. эти символы стали достоянием всей Французской республики и нации. Из XVIII в. в современность был пронесен образ молодой женщины, символизирующей молодость, возрождение и добродетель.

Баженова Рената Сергеевна


Комментировать


семь × = 35

Яндекс.Метрика