Метафорические образы «России» («Russia») в медиадискурсе РФ и США | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Метафорические образы «России» («Russia») в медиадискурсе РФ и США

Введение. Огромная роль в современном мире при формировании сознания, оценки окружающей действительности как отдельного человека, так и целых государств принадлежит разнообразным СМИ. Наиболее широкомасштабным, продолжающимся на протяжении нескольких столетий медиадискурсом является дискурс между двумя центральными государствами современного мира – РФ и США. Процесс формирования системы метафорических образов России, начиная от эпохи язычества и до наших дней – является тем материалом, на основе которого развивается современный медиадискурс между Россией и США.

Родовая символика, геральдика, вплоть до племенных тотемов, стали прообразами современных метафорических образов, широко используемых СМИ в медиадискурсах. В основе создания системы метафорических образов-символов, способных представлять Россию на международной арене в медиадискурсе, огромную роль играет философский метафорический аспект. В его основе лежит философия экзистенциализма (в переводе с французского – философия жизни, существования, сущности) [1, с. 129].

Ключевые понятия философии экзистенциализма красной нитью пронизывают всю систему государственных метафорических образов России. Главными среди них выступают следующие: — человек, его сознание и индивидуальность – не игрушка высших сил, фатума, рока и проч. Каждый из нас сам, сознательно и самостоятельно, делает свой выбор и несет за него ответственность. Перекладывать вину за собственный неправильный выбор на других – например, окружающее общество, его требования и нормы – нельзя. Это безответственно и некорректно.

Кроме того, за последствия своего выбора каждый также несет ответственность сам; — духовность всегда занимает более высокую ступень, чем материальные жизненные факторы. Есть только мир – его неизведанные непознанные возможности. 1. Конкретным наглядным примером воплощения философии экзистенциализма является центральный метафорический символ РФ – медведь. Который издавна представлял Россию на международной арене. В природе медведь – чрезвычайно умный, миролюбивый, но хищный и сильный зверь, который яро отстаивает свою территорию, свои владения. В метафорической образно-символьной интерпретации медведь – не только боец, но и защитник. Способный защитить как себя, так и всех тех, кто просит его защиты. Кроме того, медведь – рачительный хозяин, который бережет и приумножает свое имущество. А в устном народном творчестве, например, в сказках, не раз подчеркивается добродушие, даже простодушие, и миролюбие медведя. Сказка «Маша и медведи» уже стала международной легендой и благодаря современной мультипликационной интерпретации и широкому тиражированию в СМИ облетела весь мир.

Приобретя колоссальную известность и популярность. 2. Среди растительного мира невозможно не обратить внимания на березу – известный издавна символ России. Береза – олицетворение не столько внешней, сколько внутренней духовной красоты. Согласно верованиям древних славян именно дух, душа обладает исключительной силой и притягательностью. 3. Нельзя оставить без внимания еще один основополагающий метафорический образ России – орла. Этот центральный символ государственной власти был известен еще со времен Римской империи. Орел – не только символ верховной государственной власти, силы и мощи настоящего властелина воздушного пространства, но и неисчерпаемой энергии, полета фантазии и воображения. Данный символ относится к категории солярных (солнечных) и направлен в будущее. Символизируя тем самым безграничность установленной законодательной власти. Данные качества стали причиной того, что именно образ орла на протяжении нескольких веков неизменно использовался при создании различных геральдических эмблем и гербов, переживших целые эпохи.

Например, современный герб РФ является своеобразной интерпретацией гербовой символики императорской России. Из вышесказанного следует, что метафорические образы РФ исполнены позитивной внутренней жизнеутверждающей силы. И духовность всегда находится на первом месте. Характерной чертой американского газетного медиадискурса является его направленность не столько на подачу информации, сколько на внушение электорату определенной точки зрения, либо действий [2, с. 32- 43]. Прежде всего, это касается функционирования номена «Russia» в американском газетном дискурсе. Лексико-семантическому значению которого присущи определенные вариации: — номен «Russia» используется либо для изображения России в образе карлика – немощного и злобного, постоянно находящегося в тени могучего гиганта – США; — либо наоборот, «Russia» изображается свирепым, сильным, хитрым и злобным существом (своего рода, мифическим Големом или Циклопом), нападающим на цивилизованный мир. На защите которого стоят США.

Наиболее четко тенденции интерпретации номена «Russia» на данный момент обозначены в «New York Times» – одной из крупнейших по тиражу газет, издаваемых в США с 1851 года. Основная тематика издания заключается в публикации критических обзорных статей о России. Не следует оставлять без внимания и тот аспект, что «New York Times» является международным изданием, поэтому обладает значительным влиянием на формирование самосознания и мировосприятие людей всего мира. Поэтому на первый план выходит такое понятие, как «образ страны» или «образ государства», его «внешние» и «внутренние» стороны.

Детальное трактование этого номена («Russia») находится в работе А.С. Соловьева и включает в себя знаковую модель, создающую «опосредованное представление о национальной общине, посредством доступных обыденному сознанию понятий и суждений» [3, с. 152]. Любая страна современного мира планирует звучать в международном информационном пространстве в позитивном ключе: как прекрасный деловой партнер, союзник, демократическое государство, в котором права человека обладают первостепенным значением и важностью. Поэтому наиболее актуально звучит следующее определения «…образ государства – база, определяющая, какую репутацию приобретает страна в сознании мировой общественности» [4, с. 10], создаваемый в современных СМИ, со временем становится стереотипом. Стереотип, в свою очередь, представляет собой не просто стандартизированный метафорический образ. Он отличается колоссальной устойчивостью и стабильностью, неизменностью, которые вложены СМИ в сознание народных масс [5, с. 93]. В частности, созданный СМИ в сознании народа «образ государства» может просуществовать на протяжении смены нескольких поколений практически без изменений своего лексикосемантического значения. В самосознании американских граждан семантическое и метафорическое значение номена «Russia» связано с историческим прошлым страны: с коммунизмом, эпохой «холодной войны» и «железного занавеса». Однако, россиянин для американца – не обязательно враг и оппонент. Более половины жителей Америки считают граждан России в большинстве своем дружелюбными и образованными, но чрезмерно склонными к пьянству, угнетенными и забитыми [6]. Выводы. Таким образом, номен «Russia» вызывает у населения США не только агрессию и страх, но и определенную симпатию. К чему в последнее время добавилось стремление к установлению долгосрочных деловых контактов и бизнес-отношений между США и РФ. Ведь сформировать устойчивый положительный образ-номен «Russia», как страны в целом, так и ее граждан в частности, можно лишь посредством специально направленных на это средств массовой информации.

Список литературы 1. Радугин, А. Философия : учебник / Радугин А. – М. : Знание, 1999 г. – С. 129. 2. Демьянков, В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии. [Текст] / В. З. Демьянков // Политическая наука. – М. : ИНИОН РАН, 2002. – Вып. 3 : Политический дискурс: история и современные исследования. – С. 32-43. 3. Соловьев, А. С. Негативный образ России (на примере американского издания «The New York Times» / А. С. Соловьев // Политическая лингвистика. – 2011. – № 4(38). – С. 152-156. 4. Галумов Э. М. Основы PR / Галумов Э. М. – М. : Знание, 2004. – С. 10. 5. Липпман У. Общественное мнение / У. Липпман ; [пер. с англ. Т. В. Барчуновой; ред. перевода: К. А. Левинсон, К. В. Петренко]. – М. : Институт фонда «Общественное мнение», 2004. – С. 93. 6. Бавин, П. Россия об Америке и американцы о России: сравнительный анализ результатов опросов [Электронный ресурс] / П. Бавин // База данных ФОМ / Фонд «Общественное мнение». – 2003. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/ fre_an/ra0309

Изосимова С.А., Пигуз В.Н., Ивашко К.С.


Комментировать


− один = 6

Яндекс.Метрика