Методика проведения вступительной части занятия | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Методика проведения вступительной части занятия

Методика проведения вступительной части занятия

Методика проведения вступительной части занятия

При подготовке к проведению занятий обычно главное внимание уделяют основной части и мало задумываются о вступительной части занятия — это проще! А между тем, от того, как проводится вступительная часть, во многом зависит успех всего занятия. Как правило, недостаточно ограничиться простым объявлением темы, учебных целей занятия и проверкой обучаемых. Вступительная часть должна в целом решить главную задачу — явиться необходимым вступлением к новой работе, настроить обучаемых на сознательное и активное участие в занятии, возбудить интерес к предлагаемым на данном занятии вопросам, обязательно показать «перспективные линии» применения их в последующем курсе обучения и практической работе.

Эта главная задача обычно решается осуществлением трех элементов вступительной части:

— объяснением темы и учебных целей занятия;

— проверкой подготовленности обучаемых;

— увязкой пройденного с содержанием настоящего занятия и объяснением его значения для последующего курса обучения и дальнейшей работы в войсках.

Последовательность решения этих вопросов, так же как и время их проведения, может быть различной.

Вступительная часть строится в зависимости от конкретных условий, расписания занятий и распорядка дня учебного заведения. Так, если группа обучаемых (учебное отделение, взвод курсантов) прибывает после какого-либо трудного занятия-экзамена, контрольной работы, спортивного кросса и т. п. — необходимо предусмотреть время на переключение внимания обучаемых на новый предмет. Не следует пытаться в таких случаях «волевым решением» заставить с порога класса начать работу над новым материалом, надо дать время обучаемым успокоиться. Можно предложить им раскрыть тетради и пособия, нужные для данного занятия; пройти по рядам, просмотреть конспекты и тетради с .выполненными заданиями у наиболее возбужденных и, только убедившись, что группа «отходит» от прошедшего занятия, продолжить непосредственно вступительную часть.

Преподаватель может использовать предшествующее занятие для увязки учебных предметов так, чтобы ускорить переключение сознания обучаемых па новые задачи. Например, однажды к пре подавателю огневой подготовки танкового военного училища на 5—6 часы занятий прибыл взвод курсантов после полевого занятия по тактике. Преподаватель начал урок с беседы о теме прошедшего занятия; объяснил, что для обеспечения успеха наступления— как курсанты уяснили на занятии по тактике — танки должны на дежно поражать дели огнем с ходу.

Эффективность такой стрельбы из современных танков обеспечивается наличием у них стабилизаторов вооружения. Изучение назначения стабилизаторов танков и их устройства начинается сегодняшним занятием по огневой подготовке. Так курсанты естественно и заинтересованно переключились на работу по повой теме; преподаватель отметил при этом, что и все остальные темы занятий по огневой подготовке будут увязываться с главным предметом обучения в училище — такти кой боевых действий танковых подразделений.

Кстати, заметим, что преподаватель любой учебной дисциплины никогда не должен до пускать пренебрежительных отзывов о других предметах, как о менее важных. Недопустима, например, попытка ускорить переклю чение обучаемых на новое занятие требованием подобно такому: «Ну, прошла ваша тактика, забудьте о ней; начнем заниматься настоящим делом». Это и не сократит время на вступительную часть, и не добавит уважения ни к новому предмету, ни к его преподавателю.

Так внимательно и вдумчиво надо относиться к настрою обучаемых на новый учебный предмет после прибытия с других занятий. Если же обучаемые прибыли по расписанию занятий на первые часы, группа за несколько минут до звонка заняла места в аудитории, успела приготовить тетради и пособия, сосредоточиться на предстоящий урок — время па вступительную часть занятия соответственно сократится.

Начинают вступительную часть чаще всего с объяснения темы и учебных целей занятия. Именно с объяснения, а не формального «объявления». Очень важно, чтобы обучаемые осмыслили, что они должны уяснить в ходе занятия, какие приемы и действия освоить; осознали, для чего следует изучать эти вопросы, когда и где они могут и должны понадобиться. Объяснение учебных целей не должно ограничиваться задачами только данного занятия.

Надо, чтобы обучаемые поняли значение изучаемых вопросов для последующего усвоения программы обучения как по данному предмету, так и в комплексе с другими, а главное — для практической работы и в конечном счете — для боевых действий. Как видим, объяснение учебных целей — это самостоятельный и весьма важный элемент урока. Отметим еще одну его особенность.

В методических разработках и планах обычно учебные цели занятия формулируются как задачи руководителя: чему он должен научить, какие выработать навыки у обучаемых и т. д. Если руководитель объявляет эти цели так, как у него записано в конспекте, то возможной реакцией обучаемых на такую постановку задач может быть мысль: «Ну и учите нас, а мы посмотрим, что из этого выйдет». Чтобы активизировать аудиторию, учебные цели на занятии необходимо ставить в форме задач обучаемым — что они должны изучить, какие приемы и действия освоить и т. п., то есть — их задачи! Чем четче и конкретнее они будут поставлены, тем большую мобилизующую роль они могут оказать.

Бывает, что в планах преподаватели записывают «воспитательные цели» занятия — это иногда требуют старшие начальники. Конечно, при объяснении целей занятия не следует объявлять, что намечает воспитывать у обучаемых руководитель. Это должно выразиться самим занятием, его организацией и содержанием, поведением руководителя, его мастерством. Здесь можно лишь добавить, что формулировки воспитательных целей занятия в планах носят обычно чисто формальный характер и практически руководителю ничего не дают, от них можно отказаться.

Завершением объяснения учебных целей занятия может явиться переход к повторению пройденного материала и проверке выполнения задания к данному занятию. Руководитель объясняет, что для успешного усвоения новой темы надо обязательно понимать ряд вопросов из ранее пройденного материала.

Поэтому, прежде чем приступить к новому, следует вспомнить эти вопросы. Далее в беседе проводится повторение пройденного и проверка знаний, умений и навыков обучаемых. Проверка эта не должна явиться устрашающим «контрольным» опросом, ее надо строить как необходимую часть работы для успешного усвоения нового материала.

Вопросы для повторения следует продумать и подобрать заранее; желательно, чтобы они носили проблемный характер. Например, для ответа на вопрос: «Какой фронт обороны назначается роте?» достаточно ответа однозначного, заученного. Если же вопрос для повторения сформулировать так: «Почему роте в обороне назначается фронт до 1500 м?», то такой проблемный вопрос требует понимания основ построения обороны; правильный ответ на него может быть дан только сознательно.

При постановке подобных, вопросов повторение пройденного проходит активно, заставляет обучаемых мыслить аналитически, обобщает их знания. В ходе беседы по повторению пройденного оценки обучаемым не обязательно объявлять и выставлять в классный журнал в баллах; можно давать оценки ответам и действиям обучаемых в форме вывода об их знаниях и умениях, сопровождать их рекомендациями по доработке материала, по методике объяснения подобных вопросов в своих подразделениях.

Такие оценки ответов приносят, как правило, большую пользу, чем «решительная» двойка, выставленная в журнал; обучаемые перестают бояться проверок пройденного, активно и сознательно в них участвуют. Кстати, такая методика вовсе не противоречит принятой системе оценки знаний в пятибалльной системе — оценки в классный журнал обязательно выставляются за выполнение контрольных работ, нормативов, при сдаче зачетов и экзаменов, за выполнение различных упражнений Курсов стрельб, вождения и т. п.

Наконец, завершением вступительной части обычно является обобщение руководителем повторенных вопросов и непосредственный переход к основной части занятия — к первому учебному вопросу.

Нужно выделить особенности проведения вступительной части на полевых занятиях. При подготовке к ним следует заранее объяснить обучаемым учебные цели, организацию учебных мест и порядок их замены, очередность стреляющих смен, меры безопасности и все другие необходимые для занятия вопросы так, чтобы свести к минимуму продолжительность вступительной части в поле. Желательно и время движения к месту занятия использовать для повторения условий упражнений и других вопросов, чтобы по прибытии сразу приступить к работе. Очень полезным следует признать опыт преподавателей, которые во вступительной части занятия и поле представляют обучаемым должностных лиц директрисы (учебного городка), личный состав обслуживающего подразделения (механиков-водителей, инструкторов и т. тт.). Это поднимает ответственность лиц, обслуживающих занятие, и показывает обучаемым пример организованности и порядка в проведении полевых занятий.

Во всех случаях можно считать обязательным требование — не допускать на полевых занятиях затраты значительного времени на проведение вступительной части. Чем тщательнее подготовлено занятие, тем быстрее можно приступить в полевых условиях к основной работе — к этому надо стремиться.

Рассмотренная методика проведения вступительной части занятия позволяет ответить па часто задаваемый вопрос — какова должна быть ее продолжительность? Однозначного ответа па этот вопрос давать нельзя, не следует указывать это время и в процентах от общей продолжительности занятия. На вступительную часть надо выделять столько времени, сколько требуется для выполнения всех задач, на нее возлагаемых в данных конкретных условиях, по не только не в ущерб основной части занятия, а на пользу ей. Практика работы опытных методистов показывает, что вступительная часть может занимать 10—15, иногда до 20 минут даже па двухчасовом занятии; в полевых условиях па вступительную часть иногда затрачивают всего несколько минут, если все организационные вопросы решены с обучаемыми заранее. Во всех случаях важна не формальная оценка времени, ушедшего на вступительную часть, а объективная оценка эффективности всего занятия.

Как видим, вступительная часть занятия не так проста для проведения, как кажется. Ее надо продумывать при подготовке к занятию так же тщательно, как и остальные части.


Комментировать


− шесть = 3

Яндекс.Метрика