Мозг и психика | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Мозг и психика

Проблема взаимоотношений н взаимосвязи головного мозга и психики на протяжении двух тысячелетни является одной из основных, наиболее загадочных и, в целом — нерешенных. Еще до Гиппократа была сформулирована (нс вызывающая возражений) идея о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга, но затем Гиппократ модифицирует эту идею, и на все последующие века постулирует, что вместилищем всех психических процессов является головной мозг.

Несмотря на огромный прогресс исследований в этой сфере, гипотеза Гиппократа на протяжении двух тысячелетий остается основной и главенствующей, как в физиологии, так и в психиатрии и психологии. Исключение составляют разве что некоторые .модальности психотерапии, где психика рас-с.матривастся как эпифеномен.

Прежде чем перейти к последнему тезису (об эпифеномене) напомним некоторые ключевые этапы в формировании современных научных представлений. На стыке психологии и физиологии, благодаря теориям И.М. Сеченова и И.П. Павлова, сформировались две новые области знания: физиология высшей нервной деятельности (ВНД) и психофизиология.

Нужно отмстить, что эти две сферы знания после почти вековых попыток объяснения всей психической деятельности на основе реакций возбуждения и торможения, рефлекторной деятельности и биохимических реакций ограничили область своих интересов изучением мозговых структур, на основе которых реализуется психическая деятельность. Подчеркнем еще раз — структур, на основе которых реализуется психическая деятельность. Однако в психиатрии и — частично — в психологии все подходы к психопатологии до настоящего времени базируются на ортодоксальной теории ВНД, которая, по-прежнему, во многом идентифицирует психику и мозговые механизмы, напрямую апеллируя к анато-мичсскому строению нервной системы, локализации функций в коре головного мозга, про-водящим путям и биохимическим реакциям, связанным с нейромеднаторамн. Именно этот тезис (идентификация) лежит в основе традиционных методов терапии психических рас-стройств, которая в большинстве случаев осуществляется путем химического воздействия на мозговую ткань и обмен нейро-медиаторов в синаптической щели.

В 2008 году автором была выдвинута гипотеза о мозге, как биологическом интерфей-се. В рамках этой гипотезы проводится аналогия между мозгом и компьютером, который обычно характеризуется как аппаратная часть или «железо» («Hardware»), и между психикой и программным обеспечением, обычно именуемым как «софт» («Software»), а процесс воспи-тания и обучения рассматривается как вариант программирования.

Психическая дсятсль-ностъ в данном случае рассматривается как вариант информационного обмена и взаимодсй-ствия, а физические и психофизиологические феномены — как телесные симптомы душевной жизни, нс несущие никакой прагматической информации о мыслях, идеях и переживаниях, и о психических содержаниях в целом. Дополнительно нужно отмстить, что информация современной наукой общепризнанно характеризуется как нематериальный фактор, материальны только ее носители (биологические, бумажные, электронные и т.д.). Само по себе наличие информации на каком-либо носителе (вне субъекта или при отсутствии субъекта) — фактически нс существует.

Лишь живые существа (и в самой высокой степени — человек) могут являться одновременно и субъектами восприятия, и производителями, и носителями, и верификаторами информации. Приведем еще одни дополнительный фактор, свидетельствующий в пользу изложенной гипотезы. Изучение ферральных детей (более известных как «Маугли») показывает, что при отсутствии раннего погружения в социальную среду (или, как уже отмечалось — при отсутствии языкового программирования мозга ребенка социальным окружением) нормальная человеческая психика нс формируется, впрочем, как и прямохождение.

Это позволяет сделать еще один вывод, что наличие здорового мозга является необходимым, но недостаточным условием формирования и адекватного функционирования человеческой психики.

Решетников М.М.


Комментировать


шесть − = 2

Яндекс.Метрика