Новые медиа и город: интеграция логики компьютерных программ в повседневные практики | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Новые медиа и город: интеграция логики компьютерных программ в повседневные практики

Активное распространение электронных средств массовой коммуникации и их внедрение практически во все сферы жизни современного человека привело к серьёзным структурным изменениям различных систем. Это касается как науки, образования, культуры, так и экономики, социальных и межличностных отношений, повседневной жизни и городской среды. Изменение коммуникации человека с современным городским пространством под влиянием проникновения software-логики в повседневные практики обуславливает зависимость такой коммуникации от технологий, которые формируют пространство под названием «умный город». Сегодня можно говорить о том, что принципы новомедийности стали структурообразующим элементом. Э. Тоффлер в своей работе «Метаморфозы власти» приходит к выводу, что эти принципы «…указывают на полную трансформацию не только в тех способах, которыми мы посылаем сообщения друг другу, но и в том, как мы думаем, какими мы видим себя в этом мире» [4, с. 113]. Интернет – неотъемлемый элемент жизни современного человека.

Из системы оптимизированного хранения и поиска информации сегодня глобальная сеть превращается в нечто большее: это не только пассивная среда, в которой действует n-ное число активных пользователей, но активная среда, формирующая новый тип сознания – «сознание Сети». Поисковая система, архитектоника «веба 2.0», операционные системы и компьютерные программы становятся прообразом социальной и культурной систем, экономики, стиля жизни и городской коммуникации. Так, одним из важнейших качеств логики операционных систем, перешагнувших границы технологии и ставших тенденцией изменения социальной структуры, является многозадачность, являющая себя наиболее явно.

Многозадачность как качество операционной системы или среды одновременно, параллельно обрабатывать несколько процессов. Главная идея многозадачной среды является её эффективность: поддержание многозадачности не должно быть самоцелью системы, и она не должна мешать другим процессам, замедлять их, ограничивать память. Сегодня это с уверенностью можно применить к стилю жизни современного человека: «Развитие интернета более связано с тем, как люди становятся отражением технологий, … прежде всего, это мы должны адаптироваться к машине. Машина не адаптируется под нас» [2, с. 10].

Так, создавая новые, всё более совершенные машины, инженерная мысль рождает новые проблемы, для решения которых, в свою очередь, требуется создание ещё более сложных машин. Возможно, в ближайшее время, это может привести к «отказу от многозадачности»: актуальным станет разработка специальных программ для мобильных устройств, задающих для человека рамки линейного, упорядоченного движения. Для России одной из проблем, связанных с растущей многозадачностью в повседневной жизни и использованием гаджетов, может стать выбор вектора развития городского транспорта и инновации в автомобилестроении. Возрастающая с каждым годом потребность в постоянном пользовании мобильными устройствами со временем меняет предпочтения горожан в выборе в пользу того или иного вида транспорта.

Необходимость сосредотачивать своё внимание на тексте, картинке на экране смартфона или планшетного компьютера, стёклах «умных очков» и т.д. ставит пользователя в условие выбора между имеющимся личным автомобилем и коммуникатором. Уже сегодня многие не в состоянии отказаться от перманентного контакта со своим мобильным устройством, поэтому в обозримом будущем в области потребительского выбора транспорта могут наблюдаться две тенденции: с одной стороны, возрастание популярности общественного транспорта как места, где у человека «свободны руки» и внимание, которое требуется пользователю, и развитие сети городского наземного и подземного транспорта.

А с другой – совершенно качественно новый тип личного транспорта, где нет необходимости в сосредоточивании на дороге: «умный автомобиль» доставляет пользователя в пункт назначения, либо сам является гибридом машины и смартфона. Всё это, возможно, способно лечь в основу новой структуры регулирования дорожного движения в городе, а также нового способа коммуникация человека с городской средой. Уже сегодня навигация и взаимодействие с городом часто опосредовано гаджетом: смартфон или планшет определяют маршрут, предсказывают время прибытия общественного транспорта, показывают загруженность дорог, тем самым задавая нам координаты нашего поведения в городском пространстве. Но, если сегодня владельцем «посредника» является человек – он осуществляет коммуникацию с городом, то в ближайшем будущем сама городская среда станет носителем технологий.

Так, уже сегодня можно наблюдать элементы «дополненной реальности» в виде QR-кодов на фасаде зданий, рекламных плакатах, под ногами. Со временем мы заметим стирание границ реального и виртуального пространства города, диахрония индустриального города с его последовательной сменой пейзажей может сменить «новомедийный город» – синхронический, где одновременно представлены разные эпохи, локации, люди «здесь и сейчас». Город сам становится субъектом электронной коммуникации, выходит за рамки физического пространства, всё больше проникая в медийное пространство, предоставляя человеку возможность вовлечения в городскую коммуникацию, не выходя из собственного дома. «Народные» карты Google и Яндекс, таким образом, представляют собой поле не только для деятельности «просьюмера», но для коллективного со-творчества.

Один из структурных компонентов логики сети, в частности парадигмы «веб 2.0», – конвергенция и коллективное со-творчество. Адепты викиномики ставят во главу угла массовое сотрудничество в целях создания, в основном интеллектуального, продукта в разных отраслях, превращая, таким образом, пассивного зрителя, в активного производителя. Российских исследователь Е.Л. Вартанова замечает по этому поводу: «Интерактивность новых медиа предоставляет традиционному потребителю СМИ безграничные возможности выбора содержания. Но одновременно с этим пользователь онлайновых медиа становится отчасти редактором, отчасти даже создателем новых содержательных продуктов.

В его лице объединяются и потребитель, и производитель, интегрируются различные роли и функции, прежде разделённые» [1, с. 12]. По мнению первых теоретиков викиномики Д. Тапскотта и Э. Вильямса [3], на сегодняшний день люди, объединившись, способны произвести практически любой продукт, зачастую даже лучше, чем небольшая группа экспертов, что в свою очередь, верифицирует понятие «мудрости масс» и эффективности коллективного разума. Поскольку одной из форм викиномики, расположенной вне пространства интернета, является коворкинг – совместная аренда офисного помещения несколькими предпринимателями или фрилансерами. В ближайшие годы для России, уже находящейся на ступени экономического кризиса, он может стать одним из доступных способов «выживания» малого бизнеса в условиях дефицита капитала и роста цен. А также в соответствии с принципами конвергенции такой тип организации трудового пространства способствует обмену опытом различных бизнесов.

Жизнеспособность и эффективность такого типа организации предпринимательства на российской почве доказал феномен популярности творческих кластеров, существующих длительное время в крупных российских городах, оправдавших себя как экономически успешные агрегаторы различных творческих бизнесов и культурные центры. Именно создание на месте запущенных промышленных территорий творческих кластеров, являющихся точками притяжения культурной жизни, досуговой и потребительской активности, создаёт условия для джентрификации территорий, обладающих «дурной славой», репутацией неблагополучных районов города. Так, технологии креативных индустрий, в основу которых часто положены принципы викиномики, заполняют лакуны на карте города, качественно преобразуя среду. А неспособность к массовому сотрудничеству, по мнению Таспотта, неумение влиться в поток производства технологий и знаний обеспечит заведомое поражение среди экономик-конкурентов.

Потенциал российских городов в решении выше обозначенных вопросов может сильно ограничить проблема постоянно догоняющей модернизации в различных сферах от науки и образования до экономики. Исследования, носящие прикладной характер, зачастую имеют своей целью получение монетезированных знаний, что может обернуться лишь расширением сферы потребления, не принося общественной пользы. Поэтому именно тесное органичное междисциплинарное сотрудничество учёных и практиков, является залогом успешной реализации проектов, нацеленных на изменение городского пространства. В контексте такого сотрудничества актуальным представляется подготовка специалистов в области координирования медиа-проектов. Такие проекты сегодня обладают наибольшим потенциалом, ведь медиа – тот элемент современной действительности, который являет неотъемлемой частью повседневности, атрибутом современного городского стиля жизни.

Новые медиа сегодня – это не только технологичная область коммуникации различного рода, но и, прежде всего, феномен, задающий логику структурообразования новых явлений в культуре и обществе, логику под названием «мы медиа».

Список источников и литературы

1. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция в СМИ. М.: Аспект-Пресс, 1999.

2. Киттлер Ф.А. Мир символического – мир машины // ЛОГОС. 2010. № 1 (74). С. 5–21. 3. Тапскотт Д., Вильямс Э. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет всё / пер. с англ. М.: Издательство BestBusinessBooks, 2009. 392 с. 4. Тофлер Э. Метаморфозы власти/ Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 669 с.

В.А. Абелева
Самарский государственный университет, Самара Научный руководитель: к.с.н., доцент Малаканова О.А.


Комментировать


− 3 = пять

Яндекс.Метрика