Новые способы пропаганды чтения | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Новые способы пропаганды чтения

Три метода чтения книги - ключ к ее пониманию и творческой оценке

Три метода чтения книги — ключ к ее пониманию и творческой оценке

Я хочу рассказать о тех новых формах пропаганды и поддержки чтения, которые были нами разработаны и предложены за последние несколько лет, а также, что особенно радует, нашли поддержку именно со стороны государственных структур – и Федерального агентства по печати, и Правительства Москвы. С одной стороны, те проекты, которые я представлю, носят, казалось бы, несколько развлекательный характер. С другой стороны, именно такие формы и такого рода проекты позволяют сейчас привлечь человека к чтению. Прежде всего мы говорим о молодежи, хотя ею и не ограничиваемся, осознавая необходимость привлечь к чтению и детей (дети, как мы считаем, это поколение, еще не потерянное для формирования пристрастия и любви к чтению с самого начала). Все говорят о потере интереса к чтению со стороны молодого поколения.

И мы исходили из того, что нужно идти с книгами, с чтением, с прививанием интереса к чтению как форме времяпровождения туда, где проходит жизнь, проходит досуг молодежи. Это, конечно же, Интернет и видеофорумы. У детей и молодежи сегодня преобладает клиповое сознание. Они гораздо быстрее нас ориентируются в айпэдах и лучше знают, как включить видео, чем где взять книжку и как найти дорогу в библиотеку. Это реальность, с которой уже невозможно, да и не нужно бороться. И с учетом этого мы придумали некоторые истории и проекты, которые действительно оправдывают себя и показывают, что чтение становится интересным. В Москве организуются прекрасные книжные фестивали на бульварах, много уличных книжных литературных акций проходит в День города – это способ прийти туда, где молодежь летом проводит очень много времени.

Мы сделали уже несколько проектов в данной области: это и проект «Букмаркет», у которого уже появились последователи, и прошедший в этом году во второй раз проект «Книги в парках», в рамках которого в период с июня по сентябрь в московских парках работали книготорговые точки. Причем мы старались сделать так, чтобы, если в парке есть 4–5 книжных павильонов, то в них продавались разные книги – от детективов и путеводителей до альбомов, детские книги, профессиональная литература и т.д. Для привлечения внимания к этой книжной торговле каждые выходные мы проводили различные культурные мероприятия, связанные с чтением. Прежде всего у нас читали стихи, прозу, пели песни на известные поэтические произведения известные телеведущие, актеры, писатели.

Приглашать известных лиц и известных всем лидеров мнений, чтобы привлекать к чтению и показывать, что чтение может быть не менее интересным, чем сидение в Интернете и бесконечная переписка в соцсетях, оказалось весьма действенно. И надо поблагодарить многих известных деятелей культуры за то, что никто из них нам не отказал. У нас с большим удовольствием выступали все: от рок-музыкантов до телеведущих, делая порой что-то им вовсе не свойственное. Читали и Гоголя, и Лермонтова, и современных авторов, на сцене завязывались какие-то жгучие литературные споры. И это уже стало хорошей городской традицией. Вначале, в июне, люди, приходя в парк, удивлялись: что-то происходит на сцене, почему-то вдруг читают Гоголя, сидят 500 человек и, затаив дыхание, все это слушают. Но с развитием проекта, уже через месяц-два, люди стали писать на форумах, в социальных сетях, на наших страничках на сайте, предлагать чтото, просить включить в программу и т.д. Образовался некий центр притяжения, у нас появилось много прекрасных волонтеров из числа молодежи, которые нам помогали с организацией мероприятия, с поддержанием социальных библиотек в наших книжных павильонах.

И очень приятно, что это действительно сработало, стало еще одним шагом к тому, чтобы привлечь молодежь к чтению и напомнить или, может быть, помочь молодым людям задуматься о том, что чтение тоже может быть интересным: «Ага, мой кумир, рок-звезда, читает Гоголя! Попробую-ка и я тоже почитать». Мы стали получать занятные, трогательные отзывы о том, что, оказывается, в классике тоже можно что-то найти: «Ой, а это вот прям как сегодняшний день – я прочитал! Вот это же надо! Это как сегодня». Подобное интерактивное общение подтверждает, что это действительно нужно, и дает понять, как нам стоит развивать наши проекты. Учитывая, что жизнь молодежи во многом сейчас происходит в Интернете и в видеоформате, был придуман проект «Буктрейлеры». Мы сделали фестиваль буктрейлеров, который в этом году также проходил во второй раз. Буктрейлеры – это маленькие двухминутные видеоанонсы книг. Мы объявили всероссийский конкурс в Интернете.

Нужно было снять по любой книге двухминутный ролик – на телефон, на планшет, на видеокамеру – как угодно. И люди снимали. Мы даже удивились, насколько большое количество людей, совершенно обычных, даже далеких от какого-то видеоили киноформата, захотели играть в эту игру. Снимали ролики по самым разным книгам, начиная с известных всем классических произведений, заканчивая книгами, которые написали сами. Т.е. человек написал книгу, сам же снял буктрейлер и прислал нам его на конкурс. Жюри конкурса состояло из довольно известных профессионалов – писателей, режиссеров и актеров. Было также зрительское голосование. Что интересно, мнения разошлись кардинально. Зрители, которые голосовали на сайте (каждый человек мог зайти и проголосовать), выбрали одни видеоролики, профессиональное жюри – совсем другие. И это прекрасно, потому что мы получили возможность наградить больше людей призами. Кроме того, это показывает, что хотят видеть

люди и по каким критериям судят профессионалы. Конкурс был очень интересный. И если два года назад еще практически никто в России не знал слова «буктрейлер» (хотя в мире это довольно известный способ пропаганды – прежде всего книжных новинок – для издательств и книжных магазинов), то сейчас огромное количество людей, в первую очередь молодежь, играют в эту игру, продолжают присылать буктрейлеры, каким-то образом выводятся книжные новинки. Подключились наши книжные магазины и ведущие издательства, которые тоже учредили свои призы и теперь уже пропагандируют новые выпущенные книги с помощью буктрейлеров.

Такие видеоролики с помощью YouTube и известных всем видеоканалов распространяются мгновенно. И гораздо больше людей может узнать о новой книге при помощи буктрейлера из Интернета, куда они заходят намного чаще, чем, скажем, в книжный магазин. Это мгновенный и широкоохватный способ рассказать о новой книге, и хорошо, что он у нас прижился и завоевывает все новые и новые территории. Помимо новых проектов такого типа, охватывающих Интернет, видеопространство и ведущих молодого человека к книге, нам кажутся очень важными и новые способы промоушена для книг, для процесса чтения в целом, для возрождения и инициирования интереса к нему.

Традиционные форматы не всегда срабатывают – особенно это касается молодой аудитории. И те способы рекламы, и книжных мероприятий, и книг как таковых, которые мы используем в последнее время, кажутся нам очень эффективными. В частности, это вирусная интернет-реклама. Что мы делаем? Мы снимаем вирусные ролики – даже без привлечения известных медийных лиц, но с использованием неких интересных инструментов. У нас был ролик рекламы нашего книжного фестиваля, в котором десантники читали стихи Пастернака. Поскольку фестиваль проходил в парке Горького, который традиционно ассоциируется у москвичей и гостей столицы с десантниками, купающимися в фонтанах, мы решили привнести новый культурный и литературный акцент: в нашем ролике настоящие десантники очень красиво и трогательно читали Пастернака.

Было огромное количество просмотров в Сети, неимоверное количество обсуждений, разгорались горячие споры. Тем не менее цель была достигнута – о книжном фестивале, о тех историях, которые вокруг него развивались, узнали миллионы человек. В этом году у нас также была большая промо-кампания, в рамках которой у нас читали небольшие отрывки из разных произведений московские таксисты. Причем видно, что это настоящие таксисты, а никакие не актеры. И эта история миллионам человек тоже показалась интересной. Люди не просто смотрят ролик – им уже любопытно, что же за проект, куда он ведет, почему рекламируется именно это. А мы тем самым получаем большую благодатную аудиторию, с которой потом коммуницируем в продвижении именно тех книжных, литературных, культурных вещей, которые нам представляются значимыми. Появляющиеся сегодня новшества – и в характере проектов, и в характере рекламы – являются действенными в борьбе с декультуризацией. И то, что книги, литература, книжные мероприятия должны осваивать и, зачастую, уже успешно осваивают видеои интернет-пространство, таким образом доходя до душ молодых людей и детей, – это очень важно.

Возная О.Э.


Комментировать


− 1 = шесть

Яндекс.Метрика