Норма – описание или предписание? | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Норма – описание или предписание?

Жизненная позиция в процессе формирования образа жизни

Нормы – это суждения о должном. Должное обычно формулируется в виде законов или правил, устанавливаемых сообществом, следовать которым предписывается (считается желаемым) всем его членам. Это могут быть правила морали, политики, этикета, бизнеса, гигиены, спортивной игры и т.п. Примерами могут служить следующие высказывания: «Человек должен быть честным»; «Важно следовать принятым договоренностям»; «Необходимо мыть руки перед едой» и т.п. Нормы имеют директивный характер, их нарушение влечет за собой определенные санкции. Наиболее существенными для жизнедеятельности общества являются нормы (законы) морали и права. Возникает вопрос: имеют ли эти законы какие-либо объективные основания, можно ли характеризовать выражающие их нормативные суждения как истинные? Или эти суждения произвольны, субъективны, определяются вкусовыми пристрастиями (как считал, например, Б. Рассел) и не могут поэтому рассматриваться как истинные или ложные?

От ответа во многом зависит отношение граждан к законам, следование этим законам не только из страха наказания, но и по внутреннему убеждению, а следовательно, социальный порядок, устойчивость социальных систем, их способность к прогрессивному развитию. Принято считать, что нормативные высказывания имеют форму прескрипций, или предписаний.

Предписание – это волеизъявление, адресованное себе или другому. В зависимости от условий волеизъявление может быть просьбой, разрешением или запретом совершить какое-либо действие. Первичная грамматическая форма предписания – глагол в повелительном наклонении: «Возьмите себя в руки», «Не курить», «Уважайте чужой труд». Предписания обычно противопоставляются описательным высказываниям (дескрипциям). Последние имеют отношение к фактам действительности, следовательно, могут характеризоваться как истинные или ложные (в рамках корреспондентной теории истины). Что касается прескрипций, то они, в отличие от описаний, не являются истинными или ложными, хотя могут быть обоснованными или необоснованными [2]

Кроме норм, характер волеизъявления и форма предписания присущи также особому виду высказываний – орективам. Орективами являются приказы, команды, требования, призывы, например: «Закройте дверь», «Прекратите разговаривать», «Возьмите себя в руки», «Верьте в свою правоту и действуйте!» и т.п. Тождественны ли орективы и нормы? По-видимому, нет, хотя некоторые авторы не проводят между ними различия. Так, согласно А.А. Ивину, оректив – это высказывание, используемое для возбуждения чувств, воли, побуждения к действию. Нормы – это высказывания, посредством которых говорящий хочет добиться того, чтобы слушающий выполнил определенные действия [2]. Получается, что норма – это и есть оректив. На наш взгляд, следует различать команды, приказы и требования (орективы), с одной стороны, и предписания, законы и правила (нормы), с другой.

Оректив принуждает непосредственно и прямо, норма же, как справедливо отмечает Г.Д. Левин, не принуждает, она только демонстрирует некий образец поведения или деятельности: «При гриппе необходимо принимать лекарство»; «В общественных местах курить не положено»; «Младший должен уважать старших» [3]. Автор ссылается на Г.Х. фон Вригта, который, размышляя о специфике норм, писал: «Можно отказаться от мысли о стоящей за нормами «воле» и говорить только об идеальном положении дел, рассматриваемом в нормативном порядке» [3, С. 56]. При таком подходе, считает автор, нормативные высказывания приближаются к описаниям, и их можно прямо, а не только опосредованно, характеризовать как истинные или ложные. К описательным высказываниям автор относит также и оценки. Представляется, что нормы и оценки выполняют разные функции в языке.

Оценка – это описание, она ничего не предписывает: «Сегодня прекрасная погода», «Вы сделали замечательный доклад», «Этот человек поступил честно». Норма же – это и предписание, и описание. Норма описывает необходимое действие и одновременно предписывает его. Оценки могут быть истинными и ложными, нормы – правильными и неправильными. При этом очевидно, что правильное (рациональное, адекватное) либо имеет близкое отношение к истине, либо в определенных случаях с ней совпадает. Такое совпадение возможно, поскольку нормы, как и оценки, являются отражением реально существующих ценностей и лежащих в их основе необходимостей [1]. Например, требование гигиены «Мойте руки перед едой» основано на знании об опасности пищевых инфекций для человека («Пищевые инфекции опасны для человека»), а моральное требование «Человек должен быть честным» основано на знании о честности как важном моральном качестве личности («Быть честным морально»).

Из приведенных примеров видно, что правильное и истинное (в частности, морально-правильное и морально-истинное), по сути, тождественны. Правильность нормы оказывается выражением истинности оценки поведения. Из предложенного понимания норм следует, что должное нельзя абсолютно отделять от сущего, оно – часть сущего и может быть объяснено только на основе анализа реальности, присущих ей необходимостей. Социальные законы (нормы) имеют объективные основания, поэтому выражающие их суждения не произвольны и могут характеризоваться как истинные (правильные) или ложные (неправильные). По своей логической форме они являются прескриптивно-дескриптивными высказываниями.

Список литературы

1 Зеленцова М. Г. К проблеме истинности моральных суждений // Вестник РФО. 2011. № 1. С. 101-107.

2 Ивин А. А. Риторика. М., 2002.

3 Левин Г. Д. В споре рождается истина? // Вопросы философии. 2002. № 11. С. 48-59.

М.Г. Зеленцова, г. Иваново


Комментировать


1 + шесть =

Яндекс.Метрика