Образы политиков в российском политическом комиксе | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Образы политиков в российском политическом комиксе

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию образов российских политических деятелей в политических комиксах в период после 2009 года. Анализу подвергаются образы Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Бориса Грызлова и Сергея Собянина. Природа комикса как поликодового текста позволяет совместить вербальную составляющую с визуальной, делая информацию легкой для восприятия. Представляется, что жанр политического комикса может быть использован в качестве инструмента PR для повышения рейтинга политика. Ключевые слова: политический комикс, образ политика, поликодовый текст.

Комикс представляет собой уникальное, набирающее популярность явление массовой культуры. Известный комиксист и исследователь Скотт МакКлауд определяет данный жанр как заданную последовательность графических или иных изображений, которая передает определенную информацию или направлена на то, чтобы вызвать эстетический отклик у читателя [4, с. 9]. Популярность комикса в США привела к тому, что очень скоро после своего появления и первоначального развития он стал использоваться политиками в собственных целях. Один из первых случаев успешного применения жанра в политических целях был зафиксирован в 1948 году, когда автобиографический комикс «История Гарри Трумана» стал частью предвыборной кампании политика [3, с. 269].

Помимо Г. Трумана комиксы использовали такие политики, как Д. Эйзенхауэр, Дж. Кеннеди, Л. Джонсон и многие другие. Современный этап использования комикса в американской политике начался в период предвыборной кампании 2008 года, когда были изданы биографические комиксы Барака Обамы и Джона МакКейна. После этого были

созданы серии автобиографических комиксов политиков высшего эшелона власти. Это позволяет нам говорить о существовании политических комиксов, то есть комиксов, где задействован один или более политических деятелей и которые так или иначе связаны с политической действительностью прошлого или настоящего. Образы российских политиков В отличие от США, где существует культура комикса, для России политический комикс является новым явлением. Данный жанр не имеет культурных предпосылок, а его аудитория только формируется. Тем не менее, в 2009 году появились первые политические комиксы российского производства. Одним из первых в их ряду стал комикс «Человек-Грызлов». За ними последовали «Супер-Путин», «Городские легенды» и некоторые другие. В данном разделе мы дадим краткую характеристику образам российских политиков, которые раскрываются в названных комиксах.

Владимир Путин и Дмитрий Медведев Данные политические деятели фигурируют в комиксе «Супер-Путин», который был запущен в 2011 году в рамках предвыборной кампании Владимира Путина на пост президента РФ. Оба персонажа изображены как супергерои, обладающие сверхспособностями, такими как невероятная выносливость, умение перевоплощаться и переходить в параллельные миры и т.д. Образы героев изображены исключительно положительно.

Стилистика комикса напоминает типичный североамериканский комикс о супергероях. Основными противниками героев являются образы российских оппозиционеров, таких, как Надежда Новодворская и Александр Навальный. Помимо основных героев, в комиксе фигурируют вспомогательные лица – С. Шойгу, Б. Ельцин, Г. Онищенко и др. Образы политиков отражают их пристрастия и предпочтения. Так, внешний вид Владимира Путина в комиксе говорит о его пристрастии к восточным единоборствам, в то время как Дмитрий Медведев с удовольствием пользуется техническими новинками. Представляется интересным, что главным героем комикса показан Супер-Путин, а не Медведев, который на тот момент являлся действующим Президентом РФ, что наглядно свидетельствует о том, что комикс был направлен на повышение рейтинга Владимира Путина. В настоящий момент «Супер-Путин» остаётся практически единственным действующим политическим комиксом. Борис Грызлов Борис Грызлов, будучи спикером государственной Думы, стал героем комикса «Человек-Грызлов». По стилистике комикс ещё больше чем «СуперПутин» напоминает супергеройский графический роман, что заложено в визуальном образе Бориса Грызлова: плащ-накидка как у Супермена и аббревиатура БГ на груди.

Любопытно, что по сюжету комикса Б. Грызлову удаётся совмещать свои обязанности как политического деятеля и супергероя, при том что это воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Образу Бориса Грызлова противостоит Черный Олигарх, в котором легко угадывается Борис Березовский, благодаря чему достигается типичное противостояние добра и зла. Сергей Собянин Образ Сергей Собянина появляется в комиксе «Городские легенды», который повествует о деятельности нового (на момент появления комикса) мэра г. Москвы. Образ характерен тем, что в некоторых выпусках он фигурирует как обыкновенный человек, в то время как в других является частью фантастических сюжетов. Тем не менее, ни в тех, ни в других он не обладает типичными супергеройскими способностями, что делает этот образ наименее похожим на североамериканские образцы. Прецедентность в российских политических комиксах Характерной особенностью российских политических комиксов является их прецедентность, ярко выраженная как вербально, так и визуально [2].

Например, описание персонажей Владимира Путина и Дмитрия Медведева напоминает соответствующее описание из известного фильма «Семнадцать мгновений весны». «Человек-Грызлов» повсеместно использует в качестве лозунга строку из песни известного исполнителя Бориса Гребенщикова: «Он придёт и молча поправит все». В комиксе «Городские легенды» отдельные выпуски основаны на сюжетах известных фильмов, например, «Ночной дозор». Образы российских политиков в комиксах обычно наделены сверхспособностями и напоминают супергероев из североамериканских комиксов и по диалогам, и стилистически.

Особенностью образов является их высокая прецедентность, то есть опора на культурный российский контекст. В настоящий момент в России практически отсутствуют политические комиксы: за исключением «Супер-Путин», они прекратили своё существование. Тем не менее, по признанию главного редактора издательского дома «Bubble» Артёма Габрелянова, аудитория комикса растёт с каждым годом [1]. Вместе с этим мы вполне можем увидеть новый расцвет политического комикса в России. При исследовании новых комиксов важно будет учитывать опыт анализа их предшественников, чтобы установить связь между различными этапами их формирования.

ЛИТЕРАТУРА 1. Иванов М. Как делают и продают комиксы в России: интервью с Артемом Габреляновым / М. Иванов. – URL: http://kanobu.ru/articles/kak-delayut-i-prodayutkomiksyi-v-rossii-intervyu-s-artemom-gabrelyanovyim-368212/ (дата обращения: 17.09.2016). 2. Садуов Р. Т. Прецедентные феномены в современном российском политическом комиксе / Р.Т. Садуов // Политическая коммуникация : материалы Международной научной конференции (Екатеринбург, 24-26.09.2013) / гл. ред. А.П. Чудинов ; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2013. – С. 284–289. 3. Duncan R., Smith M.J. The Power of Comics: History, Form, and Culture / Randy Duncan, Matthew J. Smith. – New York, London: Continuum, 2009. – 346 p. 4. McCloud S. Understanding Comics: The Invisible Art / Scott McCloud. – New York: HarperPerennial, 1994. – 224 p

Р. Т. САДУОВ


Комментировать


пять × 1 =

Яндекс.Метрика