Образ будущего российского экономиста через развитие профессионально ориентированных иноязычных компетенций | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Образ будущего российского экономиста через развитие профессионально ориентированных иноязычных компетенций

Аннотация. Иноязычные профессионально ориентированные компетенции – неотъемлемая составляющая компетентности специалиста финансово-экономической сферы. Однако на современном этапе низкий уровень владения английским (как языком международного сотрудничества) у выпускников вуза тормозит развитие экономики страны, а проблемы системы высшего образования не дают студентам возможности освоить иностранный язык в объеме, необходимом для профессионального общения в будущем.

В статье определяется круг задач, решение которых могло бы устранить вышеперечисленные проблемы и способствовать подготовке конкурентоспособного специалиста для экономики России. Ключевые слова: финансово-экономическая подготовка, профессионально ориентированное иноязычное образование, студенты вуза, конкурентоспособный специалист, условия реализации

Скачкообразно растущий объем информации, глобализация, активное развитие международных контактов, проектов, сотрудничества, внедрение передовых технологий и их обслуживание требует более тщательной практикоориентированной подготовки студентов вуза. Иноязычные компетенции (в первую очередь профессионально ориентированные) – неотъемлемая составляющая компетентности специалиста финансово-экономической сферы. Однако на современном этапе низкий уровень владения английским (как языком международного общения и сотрудничества) тормозит развитие экономики страны, является серьезным барьером для специалистов в сфере вторичного и третичного секторов экономики России.

Например, проблема нехватки высококвалифицированных кадров заботит бизнес всех стран на протяжении последних лет. В России, по мнению руководителей крупных компаний, дефицит квалифицированных специалистов входит в тройку бизнес-рисков и составляет 79% [1]. Таким образом, потенциальные потери несут урон бюджету страны, мешают ее экономическому развитию. Понятно, что высококвалифицированный специалист в современном мире – это человек, владеющий английским

языком, который может использовать его и как средство общения, и как инструмент приобретения новых знаний в рамках своей профессиональной деятельности. Закладывать основы иноязычных знаний должна, безусловно, школа, а вот профессиональную надстройку образованию обязан дать вуз. Эмпирические исследования автора показывают растущий интерес студентов вузов к иноязычному образованию, но повсеместно уменьшаемое количество зачетных единиц в бакалавриате и магистратуре, крен в сторону самообразования не дают студентам возможности освоить иностранный язык в объеме, необходимом для профессионального общения в будущем.

Многолетняя практика автора показывает, что подготовить конкурентоспособного специалиста можно только при условии правильной постановки задач, грамотно разработанном векторе континуальной иноязычной подготовки на протяжении всей жизни индивида (так называемый life-long learning), выполнении педагогических условий (определенных отдельно для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры), смене форм занятий (уход от традиционных лекций и семинаров к проектной деятельности, созданию технологий анализа конкретной деловой ситуации, развитию квази-профессиональной среды в вузе и т.д.). Самое главное, к чему должны стремиться и административноуправленческий аппарат, и профессорско-преподавательский состав – это создание профессионально-творческой иноязычной среды в вузе в рамках интегративно-развивающего подхода. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования рисует образ будущего специалиста весьма четко и ярко.

Этот официальный документ подразумевает, что современный выпускник, будущий экономист, должен, наряду с профессиональными, обладать следующими общекультурными компетенциями: владеть культурой мышления (делать обобщения, анализ, постановку цели и выбор путей ее достижения); понимать и анализировать различные проблемы, а также движущие силы и закономерности исторического процесса в своей стране и в мире;

анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем; использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; быть готовым к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность; повышать свою квалификацию и мастерство; критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером и глобальными компьютерными сетями; владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного [2].

Каковы же конкретные педагогические условия, выполнение которых может способствовать реализации этого образа, созданию грамотного, всесторонне подготовленного экономиста, профессионала своего дела, отвечающего требованиям, перечисленным выше? Их можно поделить на три категории: 1) педагогические условия для реализации администрацией вузов:  организовать условия для успешного создания в вузе интегративноразвивающей среды, которая стала бы полноценной основой для формирования, развития и совершенствования языковых компетенций студентов, в первую очередь, через обеспечение свободного доступа ко всем информационным ресурсам в рамках выбранной специальности как на родном, так и на иностранном языке;  поощрять такую организацию аудиторной работы педагогов, которая бы способствовала определению векторов аксиологического развития каждого студента (через коучинг или активное использование консультационных часов после занятий);  развивать способности каждого студента к иноязычному обучению и возможности дальнейшего профессионального развития (через создание вузовской системы в рамках life-long learning, которая включала бы в себя преемственность иноязычных образовательных программ: бакалавриат – магистратура – аспирантура (по желанию) – курсы повышения квалификации на постоянной основе);  расширять возможности межкультурного общения (через программы академической мобильности и возможности бесплатного обучения студентов, выезжающих учиться за границу); 2) педагогические условия для реализации профессорскопреподавательским составом вузов:  учитывать специфику иноязычного взаимодействия при составлении рабочих программ, во время подготовки материалов для всех видов речевой деятельности (через внимательный и грамотный отбор только аутентичного материала);  понимать и грамотно выбирать критерии при определении уровня владения иностранным языком (через продуманную систему тестирования и оценки знаний);  способствовать созданию квази-профессиональной среды в вузе, постоянно совершенствовать свой уровень педагогического мастерства, развивать в себе потребность в получении междисциплинарных знаний;

 осуществлять педагогическую поддержку стремления студентов к различным видам деятельности, к развитию коммуникативных речевых навыков; 3) педагогические условия для реализации студентами вузов:  прилагать усилия для получения максимального количества знаний в рамках выбранной специальности, в том числе на иностранном языке;  развивать свою мотивацию к изучению иностранных языков (желательно, нескольких), активизировать внеаудиторную деятельность и возможности самоподготовки;  строить свою карьеру на основе моделирования профессиональной деятельности с учетом текущих и перспективных задач, развивать в себе готовность меняться с изменением условий и задач на рынке труда, в экономике в целом.

В заключении, делая вывод о том, каким же будет российский экономист будущего, стоить отметить, что это должен быть Специалист с большой буквы, ибо от его личностных, профессиональных компетенций будет во многом зависеть уровень жизни страны в целом, каждого региона в отдельности, любого предприятия в частности. Если вузы не задумаются над тем, каким образом создать такого специалиста сегодня, завтрашняя битва на международном рынке и влияние на мировой арене может быть проиграна для России. Литература 1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/pril/article/121/55/93/19th-EO-survey-ru.pdf) (дата обращения – январь 2016г.) 2. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97653/#ixzz3B5mJ1ar4 (дата обращения – март 2015г.)

Звягинцева Е.П.


Комментировать


7 + два =

Яндекс.Метрика