Образ гибридного поколения | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Образ гибридного поколения

Статья посвящена изучению поколенческой идентичности, в контексте социальной гибридизации. Анализируются основные подходы к рассмотрению понятия «гибридизации» и возможности его применения к процессу формирования поколений. Основываясь на различных подходах изучения поколений, автор предлагает собственное видение поколенческой идентичности гибридного поколения.

Ключевые слова: поколение, социальная гибридизация, поколенческая идентичность, энтелехия.

Всѐ чаще в политологии, философии и культурологии можно наблюдать возникновение дискурса о гибридизации как процессе сопровождающем глобализацию. Использование данного понятия – характерный ответ на процесс всеобщего смешения и взаимопроникновения культур, социальных практик, политических сил. Всѐ это позволяет по-новому посмотреть на проблемы идентичности государства, нации, общества и отдельно взятого индивида. Тема идентичности в разное время была рассмотрена в работах Н. Ю. Кравченко и раскрывалась в ракурсе гражданственности. Так, в одной из работ анализируется процесс трансформации понятия «гражданская идентичность» в исторической и цивилизационной ретроспективе, через призму концепций общественного устройства (эпоха Средневековья, общество Нового времени, эпоха Модерна и Постмодерна) [1, с. 15-17]. Другой аспект идентичности применительно к нации (на примере Японии) рассматривался в работе С.В. Чугрова.

Сфокусировавшись на теме характера идентичности Японии, он пришѐл к ряду выводов. С позиции государства и его включенности в международные процессы, Япония является симбиозом западной политической системы и восточной конфуцианско-буддистской идентичности. На национальном уровне японская идентичность развивается в двух направлениях: западной модели поведения (поверхностная идентификация) и восточной (глубинная идентификация) [2, с. 62-65]. Таким образом, вопрос японской идентичности, совмещающей традиции и западные инновации демонстрирует вариант гибридности на уровне государства и нации.

Ярким примером всеобщего смешения, позволяющего наблюдать динамику современного общества, является культура. Именно культура первая испытывает на себе влияние глобализации, которое может проявлять в разных формах: вестернизации, фрагментации, локализации или глокализации. Среди авторов освещавших данную тему можно выделить В. Голофаста. Согласно его позиции, массовая культура наряду с обществом потребления и неолиберализмом способствовала гибридизации национально — страновых территорий, повлекших за собой экономическую международную миграцию, череду военных конфликтов, кризис политической системы, институтов и т.д. [3, с. 1]. Термин «гибридизация» более близок естественнонаучным и высокотехнологичным отраслям науки (например межвидовая гибридизация, гибридизация орбиталей, гибридные сети и т.д.). В социогуманитарном знании он чаще используется применительно к нации, государству и культуре. В таком случае, что есть гибридизация применительно к социуму? По мнению С.В. Соколова

социальная гибридизация это процесс скрещивания обществ разных формаций, в результате которого новый объект приобретает ряд качеств, позволяющих ему быть более устойчивым к неблагоприятным условиям [4, с. 419]. Иное понимание гибридизации можно наблюдать в работах Я.Н. Питерса. Он определяет данный процесс как «пути, по которым формы отделяются от существующих практик и рекомбинируются с новыми формами в новых практиках» [5, с. 49]. К характеристикам гибридизации относится многообразие возможных комбинаций и, вследствие этого, множество форм гибридности.

В целях их систематизации, Я.Н. Питерс предложил собственную типологизацию: кросскатегориальная гибридизация, транскультурная конвергенция и переход от территориальной культуры к транслокальной. Применительно к рассмотрению социальной гибридизации поколений, первый тип гибридизации представляется более уместным, т.к. может включать в себя категории культуры, нации, поколения, страты и т.д. Тема гибридного поколения строится вокруг процесса обретения идентичности, поколенческого взросления, взаимодействия и обмена опытом. Для раскрытия данной темы, определимся с рядом основных понятий. Как отмечалось нами ранее, поколение есть социально-демографическая и культурноисторическая общность людей, сформированная под влиянием одних и тех же исторических событий, и обладающая схожими ценностными ориентирами и нормами поведения [6, с. 44]. Исходя из этого, поколенческая идентичность есть состояние консолидации поколенческих групп, выражающееся в осознании собственного норма — ценностного и статусно — ролевого тождества, признаваемого окружающими.

Особенность поколенческой идентичности состоит в том, что еѐ сущность на порядок сложнее индивидуальной идентичности. Так, поколенческая идентичность может быть персонифицированной как у Х. Ортега-и-Гассета (поколение Галилея, Коперника и т.д.), аккумулировать качественные характеристики поколения через понятие «энтелехия» К. Мангейма, «габитус» П. Бурдье или же отсутствовать вовсе, т.к. далеко не каждое поколение способно в полной мере выработать собственные отличия. В таком случае, отличительные особенности гибридного поколения заключаются в способности сочетать надпоколенческие характеристики нескольких поколений. Говоря о примерах, нельзя не упомянуть префигуративную культуру М. Мид, где характер обмена опытом усиливается в направлении от молодого поколения к старшему, ввиду его большей ценности в современных условиях [7, с. 324-343]. Представление о поколенческом гибриде можно наблюдать в теории, предложенной Н. Хоувом и У. Штраусом [8]. Так, идея о смене поколений подразумевает последовательный переход от поколения к поколению приблизительно каждые двадцать лет. Границы перехода соотносимы с символическими временами года и предполагают промежуточные этапы. Проявляется это в выделении из общей типологии поколений пограничного «эхо» — поколения, которое совмещает в себе качества своих предшественников и последователей.

Итак, тема гибридных поколений в социологии имеет большой исследовательский потенциал, ввиду особенностей современной культуры, институтов социализации и характера поколенческого пространства. Именно эти условия позволяют наблюдать процесс выхода поколенческих групп за привычные границы. В результате чего, они становятся обновлѐнными участниками межпоколенческого взаимодействия. Исследование данного процесса, в том числе через описание образов гибридных поколений, поможет получить ответ на вопросы о том, что мы ожидаем от себя и к чему придѐм в результате взаимодействия друг с другом.

Список литературы

1 Кравченко Н.Ю. Кризис концепта гражданской идентичности: социологическое измерение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2015. Т. 15. № 3. С. 15-17.

2 Чугров С.В. Япония: гибридизация и гармонизация // Полис. 2008. №3. С. 59-67.

3 Голофаст В. Гибридизация и культурные смеси // «Телескоп»: наблюдая за повседневной жизнью петербуржцев. 2003. №3. С. 1.

4 Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИДАНА,Серия «Gogitoergosum». 2003. С. 419.

5 Pieterse J.N. Globalization as Hybridization // International Sociology, V9, №2. June 1994. p. 49.

6 Карелин М.А., Калинникова М.В. Социальная гибридизация в контексте поколенческих субкультур // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2015. Т. 15. С. 44.

7 Мид М.Культура и мир детства. М., 1983. С.324-343 8 Проект «RuGeneration» [электронный ресурс]: Адаптация теории поколений в России. URL:http://rugeneration.su/основные-положения-теории-поколений / (дата обращения 27.02.2016).

М.А. Карелин


Комментировать


+ восемь = 15

Яндекс.Метрика