Общение в эпоху цифровых технологий | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Общение в эпоху цифровых технологий

Одним из важных факторов противостояния депрессии среди подростков является наличии теплых, доверительных социальных контактов.

В свою очередь, засилье цифровых технологий среди «поколения Z» может приводить к ослаблению этих социальных связей, что отражено в статистических данных, приводимых Д. Твендж [Twenge, 2012] (современные подростки проводят меньше времени, встречаясь с друзьями и чаще чувствуют себя одинокими, чем 10 лет назад). Дети и подростки более активно пользуются социальными сетями для общения, чем старшее поколение, встречая там, с одной стороны, более простую и доступную коммуникативную среду (по данным Г.У. Солдатовой [Солдатова и др., 2017], более половины подростков 11−16 лет в 2010 г. признавались, что чувствуют себя более общительными в социальных сетях, чем в реальной жизни), а с другой — социальные контакты в Сети рассматриваются теми же подростками как «эмоционально пресные» и лишенные близости [Олькина, Солдатова, 2016].

Только 6% опрошенных для исследования российских подростков 13−16 лет охарактеризовали онлайн-дружбу положительно в эмоциональном плане, и только 8% указали на готовность проявлять доверие в отношении виртуальных друзей. Таким образом, перенос отношений со сверстниками в виртуальный план может быть связан с ослаблением теплых доверительных связей, что в конечном итоге может лишать подростков одного из основных факторов устойчивости к депрессии [там же].

В то же время, хотя виртуальное общение явным образом отличается от реального общения лицом к лицу с точки зрения целого ряда характеристик, некоторые авторы говорят о том, что содержательно онлайн-дружба реализует все те же функции и задачи, что и дружба в реальном мире ([Yau, Reich, 2018], США). Наряду с работами, указывающими на потенциально негативный вклад социальных сетей в чувство субъективно благополучия, обсуждаемые ранее в разделе об эмоциях исследования также показывают, что общение в интернете может — и действительно становится — эффективным источником поиска социальный поддержки ([Utz, Breuer, 2017], Германия).

Обзорное исследование Л. Спайз Шапиро и Г. Марголин [Spies Shapiro, Margolin, 2014] свидетельствует, что, согласно большинству работ, виртуальное общение, скорее, позитивно влияет на чувство подростковой принадлежности к группе сверстников, однако наиболее позитивный эффект достигает для тех подростков, которые и в обычной жизни более общительны и коммуникабельны. Подростки активно используют социальные сети для получения обратной связи в отношении своей личности и идентичности, однако это не подразумевает, что они делятся личной информацией со всеми подряд. Тем не менее, есть и поводы для опасений, некоторые из которых уже рассматривались в данной работе.

Еще одним распространенным риском, связанным с переносом общения в виртуальное пространства, нередко называют снижение эмпатии и социально интеллекта (способности понимаю чувства и потребности других) — ключевых факторов в формировании социальных связей. Причинами этого снижения нередко называют агрессивные компьютерные игры ([Gentile et al., 2012], США), возрастающую нагрузку на нервную систему и переизбыток эмоционально нагруженной информации, из-за чего происходит снижение чувствительности ([Смолл, Ворган, 2011], США), цифровой мультитаскинг ([Ophir et al., 2009], США).

Исследования уровня эмпатии среди американских студентов действительно показывает снижение по этому показателю с 1979 по 2009 г., ставшее особенно резким после 2000 г. В качестве потенциальных причин, наряду с цифровыми технологиями, авторы называют также изменение стилей воспитания и даже общую установку на достижение успеха ([Konrath et al., 2011], США). В исследовании отмечаются также несколько противоречивые данные о большем вовлечении школьников и студентов в волонтерские движения, а также рост некоторых типов насильственных преступлений, которые могут быть ассоциированы со снижением эмпатии: преступления против меньшинств, случаи побега с места наезда на пешехода и т. д. К сожалению, однако, аналогичные данные для более поздних лет (и относящиеся, таким образом, к «поколению Z», а не общим тенденциям) пока еще не получены.

Наконец, обратим внимание еще на один аспект мифа о постоянном желании подростков быть на связи: бытует мнение, что современная молодежь не способна проводить хоть сколько-то времени наедине со своими мыслями. Действительно, исследования показали, что студенты колледжа в ситуации, когда у них забирали цифровые устройства и письменные принадлежности и давали инструкцию провести 6−15 минут наедине с собственными мыслями, испытывали трудности с концентрацией на собственном внутреннем опыте, негативные эмоции, а при переносе исследования в домашние условия 32% испытуемых не справились с задачей и нарушили правила, включив музыку или телефон.

Однако, когда выборка исследования была расширена за счет людей более старшего возраста, оказалось, что они также не способны справиться с задачей — иными словами, способность получать удовольствие от пребывания наедине с собой и своими мыслями не связана ни с возрастом, ни с уровнем образования, ни с привычкой к использованию цифровых технологий ([Wilson et al., 2014], США). Таким образом, говоря о специфике общения у современных подростков и молодежи, нельзя отрицать повышение роли социальных сетей и виртуального общения в целом. Это может иметь целый ряд негативных аспектов, таких как снижение эмпатии, способности распознавать эмоции других людей, повышение субъективного чувства одиночества.

Однако объемные исследования также показывают, что онлайн-общение не слишком радикально отличается от оффлайнового по своим функциям и роли в развитии личности подростка. Представление о том, что современные подростки не могут оставаться наедине с самими собой, также подтверждается лишь отчасти и в той степени, в которой люди в целом плохо переносят одиночество.

Социальная сфера «поколения Z» определенно претерпевает изменения, однако их глобальные последствия представляются несколько преувеличенными. «Миф» упоминается в зарубежных и отечественных работах; для проверки «мифа» анализируются отечественные и зарубежные исследования (США и др.).


Комментировать


7 − один =

Яндекс.Метрика