Один из «Комсомольской делегации» | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Один из «Комсомольской делегации»

Такой вот стадион…

Такой вот стадион…

Есть что вспомнить подполковнику, эксперту-взрывотехнику экспертно-криминалистического центра УМВД по Брянской области Андрею Такунову. Ему довелось «отдыхать» даже южнее Египта – в Эфиопии. «Путевка» длилась целый год. Как там оказался? Сначала – несколько биографических штрихов. Родился в Бежице.

Его дедушка Василий Михайлович перед Великой Отечественной служил на аэродроме в городе Бердске, что в Новосибирской области. Был бортмехаником и даже бортинженером, обучал молодых лётчиков. После войны часть перебралась а Сещу и он служил там.. Лев Васильевич, отец, кандидат физико-математических наук, преподавал в БИТМе, пединституте. Екатерина Петровна была учительницей физики в 13-й школе, 10-м профтехучилище, институте повышения квалификации учителей.

Андрея, студента физмата ЛГУ, призвали на службу в бригаду связи Ленинградского военного округа. После учебки из 140 ребят отобрали около сорока человек для выполнения особого задания. Какого и где – молчок.

…В Москве сдали армейскую форму, получили цивильные костюмы, пальто и превратились в … делегацию спортсменов, которые командированы в дружественную африканскую страну по комсомольской линии.

И вновь несколько биографических штрихов. На этот раз Эфиопии. Она на северо-востоке Африки, зажатая между Кенией, Сомали и Суданом. В середине тридцатых годов прошлого века в нее вторглись итальянские войска (при участии гитлеровских) и захватили страну, которая тогда называлась Абиссиния.

В 1974 году к власти пришли военные и вскоре началась гражданская война. Восстала провинция Эритрея, организовав народный фронт против социалистической республики Эфиопии (таким стал ее статус после прихода к власти президента Менгисту Хайле Мариама). А в стране – около сотни народов разного вероисповедания, среди жителей и христиане…

Ситуация резко обострилась, когда летом 1977 года на территорию страны вторглись войска Сомали. У агрессоров было много советского оружия, командовали офицеры, которые недавно обучались у нас… Еще вчера мы усиленно поддерживали Сомали, а теперь «раздружились» и пришлось воевать. Эфиопов поддержала и Куба, послав своих добровольцев (не афишируя это, разумеется).

Такунов Андрей Львович

Такунов Андрей Львович

Руководители СССР не могли не встрять в очередной военный конфликт. А повстанцам помогали оружием, боеприпасами и инструкторами китайцы.

– Когда наша «спортивная делегация» прилетела 2 декабря 1985 года в столицу Аддис-Абебу, – рассказывает Андрей Такунов нам с «афганцем» Станиславом Богдановым в своем рабочем кабинете, более похожем на музей бывших взрывоопасных предметов, – мы сняли «гражданку» и надели форму. Не спортивную, конечно, а такую, что носили тогда ребята в Афгане. Не было никаких погон, нашивок, ремень – без звезды на бляхе.

Так он стал радиотелеграфистом на узле засекреченной связи при группе наших советников и специалистов в 18-й эфиопской пехотной дивизии. Между прочим, авторитет советских советников был таким, что за гибель советника при командире дивизии-эфиопе могли расстрелять самого комдива.

Артиллерийская канонада боев с повстанцами была хорошо слышна. В случае экстремальной ситуации связисты обязаны были подрывать станцию. Сам погибай, но сначала подрывай.

…Однажды ночью, в полнолуние, недалеко от штаба дивизии началась стрельба.

– Сперва подумали, что это ночные учения. Но пальба накатывалась все ближе и мы, сделав самое главное – подготовив станцию к подрыву, заняли оборону. Смотрим – в нашу сторону бегут какие-то люди. Уже собрались кричать им: «Кум мано?» («Стой, кто идет?») и, если что, открыть огонь, но это оказались солдаты правительственных войск, которые отступали под огнем подготовленных зарубежными специалистами диверсантов, атаковавших штаб дивизии. Их было, как потом выяснилось, человек 90. Нападение удалось отбить. Когда под утро связались с нашим начальством, там удивились: «Так вы живые?!».

Не только от пули или мины на дороге (своими глазами он видел, как взлетел на воздух наш «Урал») можно было погибнуть. По Африке гуляли чума, холера, оспа, в Эфиопии «зверствовали» малярия, желтая лихорадка и тиф. Спасались прививками и занятием спортом. Кстати, Андрей с ребятами смастерили штангу, а еще он делал на турнике подъем переворотом 40 (!) раз.

Из служебной характеристики на рядового Такунова: «…Показал себя хорошо подготовленным радиотелеграфистом. Постоянно обеспечивал поддержание устойчивой радиосвязи… В боевой обстановке действует решительно и смело…Советник командира дивизии полковник Лукащук».

«Комсомольская» командировка длилась год. Вернулся в Брянск, переведясь из ЛГУ в пединститут. Был учителем физики в Чайковичах, в 11-й школе в Бежице. Казалось, все, дорога выбрана окончательно и бесповоротно.Если бы не знакомые ребята: Олег Тишкин, Александр Рогонов и Виктор Чириков, которые работали криминалистами. Сагитировали пойти в милицию.

Более пяти лет работал в Бежицком райотделе экспертом-криминалистом. В 1998-м перевели в УВД. Специалист-взрывотехник – работка еще та… Но он любит ее. Ведь еще с молодых лет привык иметь дело с опасностью.

У Андрея Львовича несколько наград. Одна из них – медаль «За отличие в службе» трех степеней.

Виктор СОРОКИН


Комментировать


девять + 5 =

Яндекс.Метрика