«Онлайн-сообщества здоровья» как форма самоменеджмента здоровья в цифровом обществе | Знания, мысли, новости — radnews.ru


«Онлайн-сообщества здоровья» как форма самоменеджмента здоровья в цифровом обществе

Благодаря распространению средств цифровой коммуникации меняются многие социальные практики. Такие изменения затрагивают, в частности, сферу медицины и здравоохранения, а также повседневные практики того, как люди следят за своим здоровьем и решают возникающие проблемы в случае появления определенных заболеваний. В последнее время внимание исследователей привлек такой феномен, как онлайн-сообщества здоровья.

Существующие исследования интервенций, направленных на продвижение здорового образа жизни в среде интернет, выявили положительное влияние продвижения здорового образа жизни в социальных медиа на самоэффективность пациентов, на улучшение общего самочувствия, изменение пищевых привычек и повышение физической активности.

В отдельных исследованиях на примере конкретных кейсов рассматривается динамика онлайн-поддержки в сфере здоровья, коллективное производство смыслов и интерпретаций в онлайн-сообществах здоровья, отличия экспертного и повседневного знания о здоровье и болезнях. Ряд исследований рассматривает онлайн-сообщества в сфере здоровья, как дополнительный ресурс социальной, информационной, эмоциональной и инструментальной поддержки для пациентов.

Интернет способствует превращению опыта болезни из частного в публичный благодаря тому, что он служит источником информации для пациентов; является архивом описаний личного опыта; облегчает коммуникацию и поддержку для людей с заболеваниями; формирует вокруг заболеваний социальные движения и коллективную идентичность; меняет характер отношений врач-пациент [1, 27]. Описания личного опыта болезни, присутствующие в интернете, позволяют людям с заболеваниями получить информацию, которую им не могут дать медицинские работники. Эта информация касается способов совладания с заболеванием на уровне повседневности, выработки специфического стиля жизни и субъективного принятия своей болезни.

Это другой тип знания – не специализированное медицинское, а личностное знание людей, которые выработали специфическое понимание и индивидуальный смысл своей болезни. Такая коммуникация, с одной стороны, служит средством наделения пациента полномочиями (empowerment), а с другой стороны, что вполне закономерно, подрывает традиционную иерархию «врач – пациент», поскольку пациенты все активнее начинают вовлекаться в самоменеджмент здоровья, становятся активными потребителями медицинской помощи и знаний о лечении. Таким образом, происходит разрушение традиционной коммуникативной асимметрии между врачами и пациентами.

Роль врачей, как экспертов, которые интерпретируют симптомы для пациентов, оказывается размыта социальными медиа, которые позволяют пациентам самим обсуждать и интерпретировать свои симптомы в публичном онлайн-пространстве. В этой связи внимания заслуживает проблема информационного дисбаланса [2, 223] между производством и потреблением информации в онлайн-сообществах здоровья: имеется большая потребность в качественной информации, описаниях личного опыта, но делится такой информацией, как правило, только малая часть участников сообществ.

Большинство пользователей обращаются к онлайн-сообществам здоровья, чтобы почитать, что пишут другие, и значительное меньшее число пользователей активно и регулярно участвует в обсуждении.

1. Conrad P., Bandini J., Vasquez А. Illness and the Internet: From Private to Public Experience. Health, 2016, 20(1). 2. Huh J, Kwon BC, Kim S, Lee S, Choo J, Kim J, Choi M, Yi JS. Personas In Online Health Communities. Journal of Biomedical Informatics. 2016, Aug 25.

Дудина Виктория Ивановна


Комментировать


девять − = 4

Яндекс.Метрика