Определения коррупции | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Определения коррупции

Нет общества, свободного от коррупции, хотя существуют разные уровни принятия коррупции населением разных стран. Общим является то, что коррупция как явление осуждается в любой культуре: подтверждение этого мы находим в том, что большинство стран приняли антикоррупционное законодательство.

Высокая частота употребления слова «коррупция» (во многих языках) также является доказательством того, что коррупция подвергается осуждению. Таким образом, термин уже существует и им можно описать самые разнообразные ситуации. В странах, где коррупция стала широко распространенным явлением, люди склонны, зачастую, все свои проблемы относить на счет коррупции: даже отказ в устройстве на работу, проигрыш судебного дела или плохую оценку на экзамене.

В любом из этих примеров коррупция могла иметь место. Но тот же результат мог стать следствием личной ошибки, плохого руководства, некомпетентности, непонимания духа и буквы закона, нормы или правила со стороны государственного служащего, несовершенства процедуры; все это может создать впечатление коррупции. Однако почему именно ситуация сложилась так, а не иначе, тому может быть множество причин, и все они вообще могут быть никак не связаны с коррупцией.

В подобных случаях определения коррупции могут помочь нам увидеть различия между коррупцией и, например, бесхозяйственностью или плохим управлением. Но, как это ни странно, несмотря на значительное количество научных исследований и многочисленные международные соглашения, направленные на разработку антикоррупционного законодательства, общепринятого определения коррупции не существует.

К определению коррупции можно подходить по-разному: с точки зрения философии, через призму моральноэтических представлений или через систему взглядов определенной школы экономической мысли. На основе всех этих подходов сформировался мировой правовой консенсус по вопросам коррупции, закрепленный в ныне действующих основных международных соглашениях, а также в национальном законодательстве многих стран. Настоящее учебное пособие посвящено преимущественно правовым стандартам борьбы с коррупцией, но для того, чтобы заложить основу дальнейшего обсуждения, предварительно необходимо ознакомиться с более широким кругом подходов к этому явлению.

В ходе общих дискуссий о коррупции больше других использовались, по меньшей мере, два определения коррупции.

Часто цитируется определение Всемирного банка: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью ради личной выгоды».

1 Еще одно определение, которое цитируется чаще других, было предложено «Трансперенси интернешнл» (Transparency International) – глобальной неправительственной организацией (НПО), специализирующейся по вопросам борьбы с коррупцией: «Коррупция – это злоупотребление возложенными на должностное лицо полномочиями с целью личного обогащения». В определении Всемирного банка основной акцент делается на отношения между государственным сектором, с одной стороны, и частными интересами, с другой.

В фокусе определения оказываются должностные лица: государственные служащие, чиновники, бюрократы и политики – то есть те, кто принимает решения по расходованию государственных средств. «Трансперенси интернешнл» расширила это определение. Ее дефиниция коррупции охватывает любое злоупотребление вверенными полномочиями или властью, включая коррупцию в частном секторе, когда, например, высшее должностное лицо компании злоупотребляет доверием акционеров.

Данный тип коррупции, именуемый коррупцией внутри частного сектора, все чаще становится предметом международных дискуссий, тогда как в начале 90х годов ХХ века акцент делался на коррупционные отношения между частным и государственным секторами. Определение коррупции, предложенное организацией «Трансперенси интернешнл», распространяется на судебные дела, подобные делу «Энрон» , в котором частная компания, злоупотребившая доверием своих акционеров, была замешана в крупномасштабном корпоративном мошенничестве и коррупции. Общим для дефиниций коррупции «Трансперенси интернешнл» и Всемирного банка (как и других, не приведенных здесь) является то, что для квалификации акта как коррупционного должно иметь место получение незаконной выгоды.

Возвращаясь к ранее отмеченному различию, скажем: государственный служащий, нарушивший правила или нормативные положения потому, что неверно их понял, скорее некомпетентен, чем коррумпирован. Здесь можно было бы говорить о коррупции, если бы присутствовал элемент его неправомерной личной выгоды. В действительности такую границу не всегда легко провести, ибо не во всех случаях очевидно, что именно является для стороны неправомерной выгодой.

Рассмотрим, например, ситуацию, когда человек занимает руководящую должность и набирает сотрудников на вакантные позиции с нарушением надлежащих процедур приема на работу. Материальной выгоды для него нет, но он хочет, чтобы его воспринимали как лицо, обладающее реальной властью, и это может представлять собой определенную выгоду (пусть, возможно, и отсроченную), выражающуюся в преданности ему вновь нанятого работника. Гораздо более сложной является ситуация, когда отец использует своё влияние для трудоустройства своего сына или дочери на хорошую работу: в некоторых странах это может рассматриваться не только как вполне законный поступок, но даже как обязанность по отношению к детям.

Такой пример иллюстрирует «фаворитизм». Контраргумент в этом случае будет следующий: фаворитизм порождает несправедливость в отношении тех молодых людей, которые тоже ищут работу, но отсутствие связей ставит их в невыгодное положение. Коррупция имеет место тогда, когда ответственное лицо или сторона принимает незаконное вознаграждение, получает преимущество или нарушает правила о недопущении конфликта интересов. Такое преимущество или вознаграждение может быть в денежной форме, в виде предоставления чегото материального помимо денег или в виде любой другой выгоды.

При этом выгода необязательно должна предназначаться самому этому лицу; получателем может быть ктото другой – политическая партия или группа интересов. Заинтересованное лицо в этом случае либо злоупотребляет своими официальными полномочиями, оказывая чрезмерное и недолжное содействие, либо выполняет свои обязанности, но только если им получено незаконное вознаграждение.

В сфере здравоохранения, например, коррупцией считается прием пациента только в том случае, если он заплатил за это медсестре или врачу, хотя данная услуга, в силу закона, является бесплатной, что широко распространено во многих странах Восточной Европы. Аналогичным образом, коррупция будет иметь место, когда государственный служащий требует оплату, превышающую официальные расценки, например, за выдачу паспорта (в таких случаях чек об оплате услуги обычно не выдается или выписывается на меньшую сумму). Незаконной выгодой является также неправомерное пожертвование партии, приём (или оказание содействия в приёме) на работу человека, который приходится кому-то родственником.

Другой пример такой выгоды – получение партией пожертвования без отражения в бухгалтерском учете. Приведенные выше дефиниции коррупции, принадлежащие Всемирному банку и «Трансперенси интернешнл», критикуются за то, что в них делается акцент только на одной стороне коррупционных отношений – на коррумпированном официальном лице – и выводится за рамки другая сторона, коррумпирующая это официальное лицо, то есть гражданин или бизнесмен.

Во многих странах граждане сами активно инициируют дачу взятки без всякого побуждения со стороны официального лица. Общественное обсуждение преимущественно сосредоточено на коррумпированном чиновнике, берущем взятки. Можно утверждать, что мало кто из граждан будет рассуждать иным образом: они будут скорее «оплакивать» отсутствие возможности дать взятку, например, за получение разрешения на строительство дома, нарушающее строительные нормы. Банержи (2011 г.) определяет коррупцию как «ситуацию, когда чиновник (или выборное должностное лицо) нарушает норму для получения личной выгоды» .

Хотя это определение покрывает большинство случаев коррупции, оно также фокусирует внимание только на должностном лице, то есть на «коррумпированной стороне», и не предусматривает возможности получения незаконной прибыли, которая не предназначена для данного лица.

 


Комментировать


− один = 3

Яндекс.Метрика