Освещение проблемы детских суицидов и социальная ответственность СМИ | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Освещение проблемы детских суицидов и социальная ответственность СМИ

Тема является актуальной, поскольку затрагивает острую проблему и непосредственно отражается на жизни подростков. После массовых публикаций СМИ и в соцсетях материалов на эту тему, увеличился интерес общества к проблеме, об этом говорит статистика поисковых запросов – с марта 2016 г. по март 2017 г. число поисковых запросов с сочетанием «синий кит» увеличилось с 23 138 до 2 656 069 в поисковой системе «Яндекс». По данным исследовательского концерна «GFK», в России 97 % всех пользователей Сети, это люди в возрасте от 16 до 29 лет. В ходе исследования мы провели опрос среди старшеклассников. Среди 60 респондентов не нашлось тех, кто не знал бы об этом явлении. 26,67 % узнали об этом из СМИ, 23,33 % из постов в соцсетях. Из них 26,67 % данная проблема беспокоит и волнует.

В докладе поднимаются такие вопросы, как: стоит ли об этом говорить? как должны подаваться подобные материалы? есть ли рекомендации для СМИ по подаче? Проработанность темы: об «эффекте Вертера» велись исследования еще в 1986 году социологами: Дэвидом Филлипсом и Линдой Карстенсен. Исследователи отмечают статистически положительную корреляцию между регулярностью и характером освещения определенных суицидальных актов и частотой их повторов в «целевых» группах населения.

Проблему детских суицидов СМИ освещали и раньше. В 2011–2012 гг. никаких «групп смерти» в соцсетях не было, но проблема подростковых суицидов существовала. Вновь актуализировала данную проблему Галина Мурсалиева в своей публикации «Новой газеты» от 16 мая 2016 г. «Группы смерти (18+)». Несмотря на то, что в июне

2016 г. стали появляться публикации с рекомендациями для СМИ о том, как стоит подавать подобные материалы и не создавать панику, журналисты не прекращали затрагивать данную тему в своих материалах. В ходе исследования нами были проанализированы несколько публикаций интернет изданий и ТВ-передач за период от 17 мая 2016 г. до конца марта 2017 г., например: выпуск «Мужское-женское», публикации таких порталов как «Lenta.ru», «Известия», «Ариг Ус», «Православные новости», «Православие и мир», «Новая газета» и др. Публикации отличаются друг от друга по целевой аудитории, по подаче информации. Например, большинство телевизионных передач адресованы взрослым, чтобы помочь им разобраться в сложившейся ситуации. Это подтверждают данные «TNS Group»: средний возраст аудитории ТВ – 48 лет.

Нами был проведен опрос среди студентов кафедры журналистики: стоит ли об этом писать? 37 % респондентов ответили: «Да, нужно», 47 % отмечают, что информацию нужно давать дозировано, а 17 % считают, что освещать подобную тему не стоит.

«Излишняя драматизация социальных проблем ведет к формированию массовых тревог и страхов, подрывая психологическое здоровье общества…», – говорит в исследовании о моральных паниках как факторах социальных изменений Александра Ефанова, опирающаяся на работу Бергера и Лукмана по социальному конструированию реальности. Как показало это явление, большинство СМИ поддались данной волне, создав сенсационные новости.

Данная проблема поднимает актуальный и дискуссионный вопрос о социальной ответственности СМИ. Проблема задевает такие вопросы, как: стоит об этом говорить? в каком ключе? с какой периодичностью? и каковы последствия влияния на аудиторию?

Анастасия Еговцева


Комментировать


+ два = 9

Яндекс.Метрика