Особенности жизнестойкости в подростковом возрасте | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Особенности жизнестойкости в подростковом возрасте

Подростковый возраст – особый период развития личности, в котором формируются основы сознательного и осознанного поведения, формируются социальные установки, нравственные ориентиры, временная перспектива.

В этом возрасте происходит остропротекающий переход от детства к взрослости. Качественные трансформации характерны как для психической жизни современных подростков, так и для культурно-исторической ситуации их развития (Кобзева, 2016). Анализ общепсихологической картины подросткового возраста указывает на то, что формирование жизнестойкости в этот возрастной отрезок важно не только для личностного развития, но и является основой жизненной программы, которая строится в подростковом возрасте и будет реализована на последующих за ним этапах жизненного пути.

Жизнестойкость – способность человека приспосабливаться и противостоять различным неблагоприятным факторам. В зарубежной психологии этот феномен обозначает термин «hardiness» введенный С. Мадди. В отечественной психологии жизнестойкость – это черта характера, которая помогает личности преодолевать заданные обстоятельства и самого себя, при этом основными ее компонентами являются готовность к новому и личностные убеждения в возможности справиться с проблемной ситуацией (Д. А. Леонтьев), системное психологическое свойство, формирующееся для дальнейшей возможности превращения проблем в новые возможности (С. А. Богомаз), развивающаяся система убеждений (М. В. Логинова). Жизнестойкость способствует саморегуляции как в условиях стресса, так и в условиях монотонной деятельности.

При этом чем выше уровень жизнестойкости, тем эффективнее деятельность индивида в стрессовых ситуациях, в то время как сниженный уровень жизнестойкости в частых случаях приводит к увеличению шанса на развитие соматических заболеваний. Так как жизнестойкость формируется в течение жизни, важным является ее своевременное развитие. Добиться этого можно с помощью ряда основных техник: реконструкцию ситуаций, при которой происходит определение стрессовых ситуаций; фокусирование и компенсаторное самосовершенствование (Леонтьев, 2006). Таким образом, жизнестойкость – это не только способность индивида успешно преодолевать неблагоприятные условия, но и высокая устойчивость к воздействию стрессовых факторов и фрустрирующих ситуаций.

Сензитивным периодом для формирования жизнестойкости является подростковый возраст. Именно в этом возрасте индивид начинает зависеть от внешних обстоятельств, мыслей других людей, своих собственных идеалов и представлений (Э. Эриксон), и то, как подросток научится преодолевать неблагоприятные внешние и внутренние факторы, станет ведущим типом отношения к проблемам в будущем. Эмпирическое исследование особенностей жизнестойкости в подростковом возрасте проводилось в 2017 г. на базе МБОУ СОШ № 34 г. Мурманска.

В нем приняли участие 34 респондента в возрасте 13–14 лет, обучающихся по программе «Школа России». Цель исследования – изучить психологические особенности жизнестойкости в подростковом возрасте. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень проявления жизнестойкости у подростков взаимосвязан с вза-

имоотношениями в семье и контролем над стрессовыми ситуациями. Психологическая диагностика жизнестойкости проводилась с помощью теста жизнестойкости (Леонтьев, 2006), анкеты «Референтная группа» (модификация лаборатории психологии подростка под руководством Т. Д. Марцинковской) (Марцинковская, 2015) и методики определения толерантности к неопределенности (адаптация Н. А. Бажановой, Г. Л. Бардиер) (Социализация…, 2016).

Выбранные методики позволяют рассмотреть феномен жизнестойкости с позиции культурно-исторического подхода, так как рассматривают индивида и условия его существования через призму познания. Статистическая оценка полученных результатов проводилась с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты исследования позволяют утверждать, что подростки адекватно воспринимают как себя, так и окружающий социум (56 %). Внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях характерно только для 44 % подростков. Чувство отверженности доминирует у них в структуре личности (26,4±9,1), поэтому они не получают удовольствие от собственной деятельности и ощущают себя «вне жизни». Вместе с тем подростки убеждены в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, даже если успех не гарантирован (24,7±6,5), а все то, что с ними случается, стимулирует развитие за счет опыта (13,41±3,9). Семья для подростка является наиболее референтной группой в отношении свободного времени и отдыха, доверительных отношений, важности мнения, что подтверждает исследование Г. Р. Хузеевой (Хузеева, 2013).

Следует отметить, что важность мнения (2,4±0,9) доминирует в этой референтной группе. Второе место занимают приятели по интересам, с ними подростки предпочитают проводить свободное время и отдых (1,9±1,3), но при этом не всегда ценят их мнение (1,4±1,6). И только на третьем месте друзья, с которыми подростки хотят проводить досуг (1±1,5), не выстраивая доверительных отношений (0,4±2,9) и не принимая во внимание их мнение (0,4±4,2). Отличительной особенностью подросткового возраста являются пассивность и пониженный жизненный тонус (16,2±4,5), нежелание искать новые источники для решения возникающих проблем (16,4±4,6), фиксация на проблемах, минимальная вера в успех своей деятельности (17,3±4,2), себя, свои достоинствах и силы (17,3±3,9), шаблонность (17,1±5,3), трудности в изменении новых ситуаций, упрямство (18,7±4,9), не развитое самообладание в фрустрирующих ситуациях, а также в ситуациях, когда не определены цели и ожидания (16,9±4,6).

Таким образом, несмотря на то, что подростки адекватно воспринимают жизненные трудности, они в большинстве своем не умеют продуктивно их преодолевать. Частые неудачи, отсутствие продуктивных навыков разрешения конфликтных ситуаций стимулирует негативное отношение к ним окружающих, что влечет снижение самооценки и мотивации.

Поддержку в ситуациях конфронтации чаще всего подростки ищут в семье. Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности (Леонтьев, 2006), поэтому выявление ее взаимосвязи с наиболее значимыми для индивида группами и толерантностью к неопределенности позволит разработать стратегии, направленные на ее формирование. Результаты статистического анализа указывают на то, что в подростковом возрасте увеличение контроля над событиями в своей жизни и деятельности взаимосвязаны с повышением уровня доверия в семье (p≤0,05) и важностью мнения ее членов (p≤0,01).

Высокий уровень сплоченности и доверительных отношений в семье способствует снижению внутреннего напряжения подростка в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания и восприятия этих ситуаций как менее значимых. Поэтому социально-психологический климат семьи определяет не только психологические факторы, способствующие совладанию со стрессом, но и соматическое здоровье подростка.

Необходимо отметить, что чем выше контроль и способность выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность, тем больше подростки верят в успех, ориентируются на позитивное развитие событий, фиксируются на возможностях решения стрессовых и фрустрирующих ситуаций (p<0,05). Итак, для подросткового возраста характерен достаточно высокий уровень умений разрешения проблемных и фрустрирующих ситуаций.

Шаблонность действий в проблемных ситуациях у подростков обоснована страхом перед ошибками, так как неудачи вызывают у них часто яркие негативные эмоции, с которыми им тяжело справляться.

Однако отличительной особенностью этого возрастного этапа развития является признание необходимости адаптироваться к изменяющимся условиям социума, а также желание иметь поддержку и высокий уровень доверительных отношений в семье.

Литература Кобзева О. В. Специфика образа мира в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Вып. 53. Ч. 7. С. 236–242. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. Марцинковская Т. Д. Идентичность и социализация в современном мире: Сборник методик. М.: МПГУ, 2015. Социализация в мультикультурном пространстве: Метод. пособие / Т. Д. Марцинковская, Е. М. Дубовская и др. М.: МПГУ, 2016. Хузеева Г. В. Особенности восприятия субъективного социального пространства у современных подростков, проживающих в различных условиях // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 13. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.09.2017).

Н. А. Александрова (Мурманск)


Комментировать


+ два = 10

Яндекс.Метрика