Особенности мотивации журналистов в отечественных и зарубежных СМИ | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Особенности мотивации журналистов в отечественных и зарубежных СМИ

Журналистика во всех странах не сильно отличается друг от друга, главные отличия заключаются в двух факторах: государственном влиянии и мотивации студентов-журналистов и сотрудников СМИ. Исследовав работы зарубежных институтов, можно определить общие тенденции развития мотивации в отдельных странах и наложить их методы менеджмента на Россию. Также это позволит выявить слабые и сильные стороны мотивационных подходов в журналистике.

Журналистика Великобритании Традиции журналистики в Великобритании уходят корнями в прошлое, так как именно в этой стране появилась одна из первых ежедневных газет – «The Daily Courant», выходившая с 11 марта 1702 года [12, с. 296]. Будучи более опытной, британская школа журналистики в наше время является источником передовых исследований и теорий. На базе прошлых выводов и благодаря своевременному исследованию журналистики наших дней, британская школа также смогла выработать стратегию менеджмента в медиа организациях, тем самым привнеся современный подход в традиционные СМИ. В представлении британских исследователей, журналистика – это творческая профессия. Творчество в свою очередь подразумевает свободу действий, но, если журналист видит свободу в отсутствии приказов свыше, то ему придется заниматься тем, чем занимаются руководители: следить за доходами, разбираться с редакторами, налогами, консультантами и случайными звонками.

Творца больше интересует концентрация на его творчестве, но кто-то же должен выполнять и рутинную работу менеджера. Именно здесь возникает конфликт между творчеством, свободой и управлением. В нашу эру интересы аудитории также диктуют «творчество», которым журналист будет заниматься, что является ограничителем для многих людей, которые представляли себе журналистику как профессию, в которой можно работать на себя. Вдобавок начальство пересмотрело свои идеи и теперь оно ищет не только корреспондентов и редакторов, но и людей, контролирующих процесс их работы – менеджеров. В 1959 году, британский писатель и ученый Snow C.P. (далее Сноу) читал лекцию в Кембриджском университете под названием «Две культуры». Сноу предположил, что естественные науки и общество сформировали два разных мира, не способных друг друга понимать из-за созданного информационного барьера. С десятилетиями эта проблема становилась все более заметной. Само появление профессии менеджера и ориентация массовых медиа на пользовательский контент говорит о том, что в эру цифровых технологий компании сами не знают, что нужно их потребителям и сотрудникам [8, с. 1].

Бывший руководитель вещательной компании в Дании Christian Nissen (далее Ниссен) назвал эту напряженную ситуацию в медиа организациях «битвой двух культур». Упор на профессиональный менеджмент привел в медиа компании менеджеров, изначально не имеющих никакого опыта в журналистике. Менеджеры понимают, что им нужно изучить культуру творчества журналистов, но они не хотят заходить слишком далеко. В результате чего журналисты чувствуют себя скованными и ограниченными из-за данного бюрократического контроля [6, с. 6]. Тем не менее Ниссен уверен, что индивидуализация масс медиа разделяет информационный рынок на разные категории, способствуя лучшему формированию организаций. Таким организациям, свободным от монополии и начальства сверху, необходимы менеджеры, которые превратят сложные правила в простые задания, или другими словами, им нужны мотивационные лидеры. За определением мотивационного лидера Ниссен обратился к цитате британского академика. Stephen Bungay в своей книге «The Art of Action» писал следующее: «мотивационные лидеры должны спрашивать у сотрудников, что им нужно, дать необходимое, а затем замолчать». Иными словами, лидеры должны выдать цели и установить необходимые ограничения, но при этом не вдаваясь в подробности, как эти цели будут достигнуты. Творческие люди важны для достижения высоких результатов, но организации, сами того не понимая, отпугивают их.

В наши дни творческие люди – это так называемое поколение миллениума, которое может принести организации больше пользы, чем старое сформированное начальство. Потому что ими движет инновация, в то время как сфера журналистской деятельности еще не успела сбросить шаблонную организационную модель XX века. Та же ситуация существует в России, из-за того, что живы традиции советской школы журналистики и начала расцветать «новая» журналистика, основанная на технологиях и Интернет-возможностях. Издания, придерживающиеся классических норм, отпугивают своей технофобией новый поток сотрудников, отодвигая в сторону технических специалистов (для работы сайтов), журналистов в современных жанрах и с современными подходами (мультимедийная журналистика). Профессоры Лондонской школы бизнеса Rob Goffee и Gareth Jones – ведущие эксперты по организационной культуре в Европе, на своих выступлениях и в своих работах рассматривают функцию творческих лидеров следующим образом: – они должны создавать для работников связь с рабочей сферой с помощью организационных заданий, совместной работы, коллективных собраний и прозрачности организации по отношению к сотрудникам; – как только сотрудник будет чувствовать себя уверенно на рабочем месте, он сосредоточиться на своей работе, так как страх неизвестности и ощущения, будто бы он находится не на своем месте, либо исчезнут, либо снизятся; – если человек ушел далеко от цели, лидер должен плавно направить его обратно на нужную тему, не пытаясь оскорбить творческое мышление сотрудника, приняв инновацию за непослушание; – не ждать благодарности от работников и меньше вставать на их пути. Конечно же это не означает, что у сотрудников при творческом лидере есть право делать все, что им вздумается, иначе это было бы анархией и надобность в управляющем просто отсутствовала бы. Если работник пересек черту, лидер обязан принять действия, не ради повышения своего авторитета, но в интересах организации и остальных сотрудников. Чтобы успешно поддерживать этот баланс лидер должен обладать умеренным эгоизмом, строгостью и состраданием.

В противном случае в глазах сотрудников он может стать либо тираном, либо вторым родителем, позволяющим делать своему ребенку все что угодно. В итоге, суммируя эти идеи можно прийти к выводу, что классическая бюрократическая система в Британии начинает буквально выворачиваться наизнанку, заменяя наборы правил и избегая их формирования, для того чтобы новые идеи не оказались зажаты ограничениями на полпути к реализации. И эта новая система хорошо накладывается на медийные организации, так как журналистам нужна свобода в реализации и защита от чрезмерного влияния менеджеров и управляющих. В новое время появляются новые идеи и если большая часть мира играет в консерваторов, то Британия, по крайней мере в журналистике, старается передать первенство новому поколению. В перспективе это должно повысить заинтересованность в профессии среди молодого населения, но может снизить интерес у традиционных работников. Журналистика в Японии Американский эмигрант, переехавший жить в Японию, попытался применить технику мотивации, которая работала в США. Один из сотрудников его коллектива отличился хорошей работой, поэтому было решено похвалить его на следующем заседании при всех. Если рабочий в США окажется в такой ситуации, он будет счастлив, так как все коллеги оценят его старания. Но сотрудник в Японии не обрадуется такому подарку, ему будет стыдно, что его отделяют от коллектива при всех. Подобное внимание к одному человеку создает разрыв в японской команде, нарушая их деликатный баланс [10]. Японская система менеджмента – одна из самых эффективных в мире.

Главное ее достоинство – умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию. Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников [1, с. 18]. Как и во многих профессиях в Японии, люди, поступившие на журналистику, работают в ней до конца жизни, погружаясь в мотивации организации и ее коллектив. Став сотрудником, они жертвуют своей индивидуальностью для того чтобы влиться в коллектив и стать «семьей». Через определенное время журналисты получают повышение от начальства и становятся более значимыми для компании, занимая более престижные должности. Большинство японских журналистов своей ролью считают роль наблюдателя, который работает на правительство и информирует население [4, с. 177]. Рошель Копп, управляющий директор межкультурного консалтинга по Японии, выделяет следующие факторы мотивации японских сотрудников [10]: – Частное признание. Несмотря на то, что японцы не любят публичных похвал, они уважают, когда их работу ценят на личном уровне. Достаточно пригласить сотрудника на важное совещание или дать ему более сложную работу, чтобы он смог понять, что организация уверена в его профессиональных способностях. – Быть частью команды.

В Японии существует большая ориентация на работу в группах. Чем более структурированно задание для группового решения, тем лучше. Коллективные встречи, корпоративные вечера или даже общие элементы одежды помогут сформировать мотивацию группы. – Побеждать командой. В добавок к чувству групповой причастности, японцы хотят видеть, как их собственная группа становится престижной. Любой метод повышения популярности компании в японском обществе окупится мотивационным скачком сотрудников. – Побуждающая корпоративная миссия. Японцев также волнует социальная значимость их работы. Они более мотивированы, если знают, что компания, на которую они работают, делает что-то полезное для общества, а не просто существует для максимизации прибыли. Сотрудники должны быть информированы о корпоративной миссии организации. – Стабильность. Японцы уверяют своих сотрудников, что их организация не станет идти на большие риски и вставать на неосвоенный рынок, сохраняя стабильные зарплаты. – Вариативность. В компаниях, где каждый знает друг друга и видит те же лица изо дня в день, важно давать сотрудникам возможность получать новые задания. Японские менеджеры решают эту проблему периодической перетасовкой персонала. Долгое время Япония придерживалась принципа «одна работа на всю жизнь». В этой стране считается, что незачем покидать стабильную обстановку, которая обеспечивает твое проживание. Исходя из этого, мотивация японских сотрудников может выйти на личный уровень. Подходы управления персоналом в Японии и в России во многом отличаются. Лишь идея сплоченности коллектива может быть более-менее близка русскому рабочему благодаря унаследованному советскому подходу.

Главный плюс японской системы в том, что она объединяет коллектив и индивидуализм. Учитывая, что Россия имеет опыт коллективизации и ощущает западное влияние индивидуализации, при синергии этих двух факторов японская система вполне могла бы найти место в русском менеджменте. Журналистика в США США имеет богатейший опыт менеджмента. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом – индивидуализм [1, с. 21].

И это заметно в американской журналистике. Несмотря на то, что в Соединенных Штатах Америки развито журналистское образование, а телевидение, радио и печать до сих пор сохраняют популярность, журналистика в этой стране уже долгое время находится в шатком состоянии. Американский журнал «The Daily Beast» в 2012 году опубликовал список 13 самых бесполезных профессий в системе образования Америки, в число которых вошла журналистика. Кадры сократились до 1/3 от того, что было в 2000 году, сравнявшись с минимальным количеством сотрудников в 1978 году, и это в основном из-за низкой оплаты труда. Несмотря на то, что в наше время ситуация для выпускников улучшилась, журналистика продолжает сохранять тенденцию низкого числа найма работников. Однако интерес студентов к профессии не упал вместе с числом активных журналистов [2, с. 2]. Культура журналистики зависит от своей страны. Сравнительные исследования показывают, что студенты Соединенных Штатов Америки отличаются от своих сверстников из других стран. Американские студенты не мотивированы выполнением сложных задач, отдавая предпочтение роли поиска и хранения информации [3, с. 1163]. Фокус-группы, опросы и исследования с участием студентов акцентировали внимание на вопросе мотивации в целях выяснить, что вдохновило людей поступить на журналистику.

Стоить отметить, что подобные научные работы остановились в конце прошлого века и все данные основываются на историческом развитии культуры; они не дают четкого определения нынешнего состояния, они лишь выводят тенденции. Лишь последние исследования, появившиеся ближе к 2010 году, позволяют подробно рассмотреть ситуацию. Исследование Университета Северной Каролины в 1974 году вывело мотивацию студентов при поступлении на обучение журналистике. Они отметили два самых частых мотиватора среди опрошенных: «разнообразие» и «творческая работа» в профессии. В целом, последние исследования 80-х годов показывают, что американские студенты-журналисты хотят писать, реализовывать свое творчество и встречать новых людей. На первом месте в списках причин поступления на профессию в 1993, 2008, 2009, 2014 годах оказывается мотиватор, сформированный школой: люди учувствовали в создании школьной газеты и ежегодных изданий [2, с. 3]. Тот же фактор встречается среди студентов многих стран, в том числе и в России, в результате чего можно сделать такой вывод: школы способствуют мотивации будущих журналистов, но в то же время не учат настоящей журналистике, тем самым создавая ложный стереотип для детей. В современное время, с развитием интернета и социальных медиа сайтов, наподобие Twitter и Facebook, студенты образуют так называемое поколение «Взгляните на меня» или поколение Y (Миллениалы). Многие исследования доказали, что новое поколение акцентирует внимание на проблеме индивидуальности каждого человека [7].

Это явление также проявляется в России. Мы можем заметить рост популярности социальных сетей, блогов и персонифицированного контента, что также может мотивировать людей становится журналистами. С индивидуальностью приходит желание самовыражения, что, по мнению исследователей, является причиной появления у студентов мотивации стать знаменитостью. Молодые люди создают публичные страницы в социальных сетях, набирают подписчиков, создают блоги и делятся своими информационными «постами». Когда у таких людей спрашивают, какова их цель в профессии, они отвечают, что хотят стать знаменитыми, что идет вразрез с целями студентов в 70-х годах прошлого века.

В отличие от других видов журналистики, телевещание дает потенциал для приобретения популярности, из-за чего студенты, которые собираются работать в печати, могут обладать другими мотивациями. Популярность как мотивация проявляется через: тщеславие, узнаваемость, идею передачи информации следующим поколениям [2, с. 4]. Американские журналисты XXI века обладают почти той же мотивацией, как и прошлое поколение, но с большим упором на популярность во многих случаях. Чтобы удержать интерес студентов к журналистике, они должны удовлетворять их потребность в самореализации, желании помогать другим (альтруизм) и приносить пользу миру. Студентов, ищущих славы, можно мотивировать тележурналистикой. Некоторых людей можно мотивировать практикой, через школы, которые могут ее предоставить до поступления в университет. Даже день открытых дверей может повысить мотивацию молодых людей, позволив им ощутить, каково это видеть свое имя под статьей, снимать фотографии и видеоматериалы. Журналистика в странах Скандинавии Журналистика стран Скандинавского полуострова, таких как, Норвегия, Швеция и Финляндия, а также соседствующей Дании, относится учеными к стандартной традиционной модели европейской журналистики. В крупной исследовательской работе под названием «Comparing Media Systems» (2004) авторы Daniel C. Hallin и Paolo Mancini сравнивали системы медиа моделей и соотносили их с политикой страны. В этой работе страны Скандинавского полуострова относятся к модели «корпоративной демократии». Модель корпоративной демократии включает в себя такие показатели как: ранний оборот печати в истории страны, взаимодействие между политическими силами и журналистикой, высокий уровень профессионализма и свободы прессы.

И эта модель применима ко всем Скандинавским странам, что объединяет их в отдельную группу «скандинавской журналистики», со своими целями и идеалами, к которым будут стремиться будущие журналисты данных стран. Но за последние десятилетия в скандинавской модели произошли изменения в коммерческой области, в виде увеличения числа высокооплачиваемых кадров и упор на рекламодателей на внутреннем уровне стран (а иногда и за их пределами). Данные нововведения, влияющие на медиа сферу, заинтересовали многих исследователей, в частности их интересует вопрос мотивации молодого поколения в скандинавской журналистике [5, с. 150]. Результаты исследования «The Nordic Journalists of Tomorrow» позволяют взглянуть на профессиональную ориентацию первокурсников образовательных учреждений Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии [5, с. 153]. Студенты Дании, по большей части взрослые, работающие вне сферы журналистики люди (31% людей старше 28 лет), которые уверены, что они пойдут работать в журналистику сразу после окончания обучения. Студенты в Швеции, Норвегии и Финляндии моложе (примерно 20–24 года), но имеют больший опыт работы в сфере (и меньший опыт в круглосуточной работе) и обладают меньшей уверенностью в том, что будут продолжать обучение. Опрос, затрагивающий причины выбора профессии студентов, показывает, что их мотивацию можно разделить на три шаблона: 1) Студенты ‒ мечтатели, идеалисты, которые готовы на практике достичь своей цели (большая часть студентов). 2) Студенты, которые хотят карьерного роста. 3) Желание показать себя людям – это экранная журналистика и корреспонденция.

В опросе были выведены 12 разных мотивационных факторов для работы в журналистике с предложением оценить их. «Разнообразная и оживленная работа» является самым популярным фактором среди студентов разных стран и разного пола. Самым незначительным фактором было отмечено желание стать знаменитостью. Мотивация студентов стать журналистами в порядке убывания [5, с. 155]: 1) Творческая работа; 2) Участие в общественных событиях; 3) Самореализация; 4) Встретиться с влиятельными лицами; 5) Помощь людям; 6) Повышение своего авторитета. В результате можно сказать, что в странах Скандинавии журналистика становится более «взрослой», предпочитая качество количеству. Такая политика рассчитана на получение прибыли за счет качественного контента, что привлекает в журналистику взрослых специалистов, но при этом теряет интерес студентов-выпускников. Журналистика в Китае Поступающим китайских университетов предоставляется на выбор три основных предмета для изучения, но они не знают, смогут ли они набрать необходимые баллы после выпуска из школы. Соперничество за места в университете вместе с давлением от экзаменов отпугивает людей от выбора предметов; сначала они ждут результатов экзаменов и только потом выбирают, какие вступительные экзамены можно успешно сдать. Для многих журналистика просто являлась запасным входом в успешный университет. Люди, столкнувшиеся с «рейтинговой войной» за места на обучение одной профессии, переходят на другую, если их кто-то опередил по количеству баллов.

Из-за подобной системы многие студенты переходят на «непопулярные» профессии, где не нужно ни с кем конкурировать. В России тоже можно встретить подобную проблему: выпускники поступают на ту профессию, которую проще всего освоить или где проще получить бюджетное место. Но в целом большинство китайских студентов довольны выбором журналистики. Кто-то из них мотивирован работой с новостями, кто-то просто хочет получить практику в подобной деятельности и применить ее в другой профессиональной сфере. Несмотря на то, что эти студенты поступили на журналистику без особого желания, это не означает, что их совершенно не волнует тема профессиональных ценностей и сложностей профессии журналиста в Китае. Это стало ясно после проведенных исследований, длившихся на час дольше запланированного из-за интереса студентов [11, с. 58].

Студенты разделидись на группы по представлениям роли журналистики в обществе [11, с. 63]. Первая группа студентов уверена, что журналисты «поддерживают стабильность» в стране и поэтому они должны служить интересам правительства. Вторая группа студентов считает, что журналисты должны сохранять нейтралитет и «играть по правилам», просто выполняя свои обязанности, не переступая черту. Для этой группы журналисты выступают в роли осведомителей, удовлетворяющих информационные потребности для всех социальных групп и свыкшихся с идеей ограниченности из-за условий власти. Третья группа выделяется радикальным мышлением журналистов: журналист обязан обслуживать общество, даже если идет вперекор политической идеологии правительства.

Они верят, что любая утаенная информация должна быть опубликована в любом случае. Итоги можно подвести по двум категориям: мотивация поступить на журналистику среди молодежи и мотивация среди работников журналистской профессии. Среди молодежи намечаются следующие мотиваторы: школьный опыт работы с газетой создает иллюзию простоты профессии; выпускники школ выбирают журналистику как «запасной вариант», если они не могут получить бюджетные места на другом направлении; рост популярности блогов и социальных сетей оказывает влияние на желание распространять информацию и работать с текстом. В профессиональной журналистике отмечаются следующие тенденции: специальная должность для менеджеров в журналистских организациях – творческие лидеры; сплоченный коллектив с индивидуализированным подходом к каждому сотруднику.

Литература 1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с. 2. Coleman R., Yea Lee J., Yaschur C., Meader A.P., McElroy K. Why be a journalist? US students’ motivations and role conceptions in the new age of journalism. SAGE, 2016. 20 p. 3. Hanusch F., Mellado C. Journalism Students’ Professional Views in Eight Countries: The Role of Motivations, Education, and Gender // International Journal of Communication. 2014. №8. P. 1156-1173. 4. Herbert J. Practising Global Journalism: Exploring Reporting Issues Worldwide. CRC Press, 2013. 264 p. 5. Hovden J.F., Bjornsen G., Ottosen R., Willig I., Zilliacus-Tikkanen H. The Nordic Journalists of Tomorrow // Nordicom Review. 2009. №30(1). P. 149-165. 6. Saarikoski L. Herding the Cats – How to Lead Journalists in the Digital Age. University of Oxford, 2012. 65 p. 7. Millennials: Confident. Connected. Open to Change. Pew Research Center, 2010. 149 p. URL: www.pewresearch.org (дата обращения: 14.03.2018). 8. Nissen C.S. The «Two Cultures» in Public Media Management // Danish Management Academy conference. December 2011. 23 p. 9. Pink D.H. The Surprising Truth About What Motivates Us. New York: Penguin Group (USA) Inc., 2012. 114 p. 10.Rochelle K. Motivating Japanese Subordinates / Japan Intercultural Consulting. Oct 17, 2011. URL: http://www.japanintercultural.com (дата обращения: 13.02.2018). 11. Svensson M., Sæther E., Zhang Z. Chinese Investigative Journalists’ Dreams: Autonomy, Agency, and Voice. Lexington Books, 2013. 240 p. 12. The History and Proceedings of the House of Commons. Volume 4, 1706-1713. London, 1742. P. 294-334. URL: http://www.british-history.ac.uk (дата обращения: 13.03.2018).

М.А. Григорьев


Комментировать


− 4 = три

Яндекс.Метрика